О тенденциях на антикварном рынке мы попросили рассказать известного искусствоведа и эксперта в области истории культуры ХХ века Александра Балашова.
В конце 80-х — начале 90-х годов в России заметно выросли цены на русское искусство, что было вызвано двумя факторами. Во-первых, существенно увеличилось число тех людей, кого нельзя назвать коллекционерами, но которые часто приобретают дорогие коллекционные вещи. Во-вторых, произошло переосмысление ценности национальной школы. Я не помню ни одной удачной попытки продать в России дорогие произведения, скажем, импрессионистов, а стоимость работ русских художников XIX — первой трети ХХ века за 7-8 лет выросла в десять раз.
Прогнозировать тенденции на рынке изобразительного искусства довольно легко. Профессионализация рынка, привлечение покупателями все большего числа экспертов и консультантов вызовет рост цен на действительно значимые произведения русского искусства. Вырастет стоимость работ первых имен в портретной живописи XVIII века. Среди художников XIX века подорожают Александр Иванов, Павел Федотов, Федор Васильев, Исаак Левитан, Николай Ге, возможно, Саврасов. Цены на работы Шишкина заморозятся , а стоимость произведений Айвазовского будет значительно диверсифицирована: не секрет, что его работы очень сильно различаются качеством, и цены на них будут точнее отражать реальный уровень конкретного произведения — появятся относительно недорогие работы Айвазовского, но на многие его вещи цены вырастут.
Сохранится повышенный интерес к искусству серебряного века и творческому наследию нового русского искусства , начиная с 10-х годов и вплоть до искусства художественных объединений второй половины 20-х — начала 30-х годов нашего века. Причем цены на авангард в ближайшее время расти не будут.
И наконец, поднимутся цены на иконопись, причем заметнее всего подорожают поздние иконы XVIII-XIX веков. Что же касается более ранних работ, то в ближайшее время цены на них подниматься не будут — их стоимость и так близка к пределу.
Для воспроизведения скульптуры в сплаве прибегают также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки.
Для создания керамических скульптур употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.
Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна разукрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения, барокко. Архитекторы 19-20 вв. обычно наслаждаются естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его монотонной подкраске, тонировке. Однако опыт 1950-60-х гг. свидетельствует о вновь пробудившемся интересе к полихромной скульптурой.
Схематически процесс создания скульптурного произведения можно расчленить на ряд шагов:
лепка (из пластилина или глины) наброска и этюдов с натуры;
изготовление каркаса для крупой скульптуры или щита для рельефа (стальные стержни, проволока, гвозди, дерево);
работа на вращающемся станке или вертикально укрепленном щите над моделью в данном объеме;
превращение глиняной модели в гипсовую с помощью темной или кусковой формы;
её перевод в жесткий материал (камень или дерево) с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей чеканкой; патинировка или подкраска изваяния.
Известны также произведения скульптуры, созданные из жестких материалов (мрамор, дерево) без предшествующей лепки глиняного оригинала (т. н. техника taille directe, т. е. прямой рубки, требующая исключительного профессионализма).