Каждый из признанных художников поп-арта написал по меньшей мере одно программное произведение — ассоциативный поп-символ, характеризующий значительную часть его творчества. Энди Уорхол — банку супа Campbell и «мэрилин», Рой Лихтенштейн — «комикс», Том Вессельманн — загорелых обнаженных с яркой помадой. Джаспер Джонс (Jasper Johns, р. 1930) нарисовал американский флаг — большой и разноцветный. Сначала один, потом еще один, так и пошло.
Цвета полос, форма звезд — все порой существенно отклонялось от канона, придавая стилизациям государственного символа «номер один» новый смысл. Зрители видели во «флагах» Джонса разное. Кто-то — проявление патриотизма, кто-то — критический подтекст. В пользу второй версии говорит тот факт, что к стилизации флагов Джонс обращался в наиболее неоднозначные времена, переживаемые американской внешней политикой: оформившейся «холодной войны», войны в Корее и Вьетнаме. Его «флаги» порой становились символами антивоенной оппозиции, при этом сам автор говорил об их идее довольно уклончиво, представляя ее как попытку привлечь внимание к истинным американским ценностям, к необходимости их сохранения и развития.
По большому счету Джаспер Джонс воплотил силами искусства определенный культурный абсолют своего времени и своей страны: Америка — это не только реклама, фильмы, макдональдс и кока-кола. Глубже понять символику его работ можно лишь в точном историческом контексте их появления. Тем они интереснее для зрителей и коллекционеров. Напомним лишь, что глобальным контекстом 1950–1970-х годов были культурная экспансия США, противоборство с «империей зла», далекие политические войны и становление мощного внутреннего антивоенного движения.
При всей популярности «флагов» Джаспер Джонс не замкнулся на эксплуатации одного удачно найденного сюжета. Его творчество достаточно разнопланово, лишь обилие одинаковых принтов создает эффект излишней «повторяемости».
Джаспер Джонс пережил и периоды увлечения Пикассо1, работал в стиле абстрактного экспрессионизма (преодоление которого суть лейтмотив творчества многих поп-художников). Но запомнился Джонс именно как яркий представитель поп-арта: в одной «обойме» с Уорхолом, Раушенбергом, Розенквистом и другими послевоенными культовыми художниками. К списку поп-символов, созданных Джонсом, можно добавить «мишени» (этот сюжет и его вариации широко представлены в тиражной графике), символистские «цифры» и знаменитую пару пивных банок Ballantine Ale, воплощенную в многочисленных живописных работах и бронзовых скульптурах.
Инвестиционная «арифметика» работ Джаспера Джонса — средняя: 100 долларов, условно инвестированные в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 183 доллара. Основной ценовой рост пришелся на период с 2000 года на фоне снижения количества предложений на аукционных торгах. Уникальные авторские работы Джаспера Джонса — весьма дорогое удовольствие. Так, пример небольшой акварели «Усопший и зеркало» (см. илл.), проданной на Sotheby’s в мае 2004 года за 3,14 миллиона долларов, свидетельствует, что даже нетиражная графика может «уйти» за многомиллионную цену. При этом «Усопший и зеркало» — повторяющийся сюжет у Джонса, похожих работ довольно много. Нужно отметить, что цены даже рядовых акварелей и других графических работ могут подбираться к миллиону с шагом в 100 долларов. Так, рисунок без названия (1986; 119,5 x 226,5), выполненный углем на бумаге, в 2001 году был продан на Sotheby’s дороже 2,3 миллиона долларов. Живопись Джаспера Джонса еще дороже: 5-6 миллионов для нее — не предел. Максимальная цена продажи — 9 миллионов долларов (картина O Through 9; 1961; холст, масло; 137,1 x 105,4; Christie’s; 13.11.02). Вероятно, причина дороговизны в том, что живописных работ Джонса на аукционном рынке появляется довольно мало: с 1997 года в базу аналитического ресурса artprice.com попали всего 50 таких картин. Так что когда аналитики приводят сведения о том, что 80 % произведений Джаспера Джонса продавались дешевле 22 тысяч долларов, а 70 % произведений — дешевле 14 тысяч долларов, инвестору стоит относиться к этой статистике осторожно. Вероятно, «среднюю температуру по госпиталю» нагнали продажи постеров, принтов и литографий. Разных тиражных работ за прошедшие семь лет на аукционах было продано более 1000 штук. Тиражная графика Джаспера Джонса относительно недорога, а потому подходит для микроинвестиций: истинный поп-арт в зависимости от класса вещи обойдется покупателю в 3–20 тысяч долларов.