В творчестве Джеймса Розенквиста (James Rosenquist, р. 1933) можно найти немало идейных пересечений с сюжетами Джаспера Джонса. Они знакомы с 1957 года, взлет их карьеры происходил параллельно. Для обоих активная гражданская позиция выступает идейной основой художественных произведений.
Пожалуй, в работах Джеймса Розенквиста антивоенная тема и политический скепсис звучат более явно, без особых подтекстов. Критическая реакция бывшего специалиста по щитовой рекламе на время и события наполняет его программные вещи. Как и у Джонса, в произведениях Розенквиста усматривается элемент дискуссии на тему катастрофы, которой нередко предшествует эйфория, будущего противостояния человека и машин, общемировой угрозы военного противостояния сверхдержав.
Несмотря на незатейливость выразительных средств, творчество американского «шестидесятника» считается искусством для интеллектуалов. В его картинах некоторые находят даже сбывшиеся предсказания. Не случайно Розенквиста иногда называют «танцующим дервишем поп-арта».
Среди самых значительных произведений художника нужно отметить «Избранный президент» (President Elect, 1960–1961) и «Ф-111» (F-111, 1964–1965).
«Избранный президент». Большой портрет Джона Кеннеди, взятый с его избирательного плаката, соседствует с фрагментом «шевроле», а посередине — силуэт женских рук, ломающих черствое печенье: так автор выражает свое скептическое отношение к предвыборным политическим лозунгам и нелепой саморекламе.
Вариант «Избранного президента» сегодня выставлен в знаменитом Центре Жоржа Помпиду.
«Ф-111». Монументальное антивоенное панно длиной около 30 метров сразу же окрестили «новой Герникой». Оно считается одним из лучших произведений Джеймса Розенквиста, хотя сегодня его идея отчасти выглядит «выстрелом из прошлого»... На силуэте бомбардировщика расположись символы эпохи: веселый зонтик соседствует с зонтиком ядерным на фоне других символов политики «промывки мозгов».
Упомянутые вещи справедливо относятся к изначально музейным. Частному коллекционеру и инвестору пришлось бы возводить для композиций подобного размера специальное помещение, да и социально-ориентированные произведения редко вызывают желание смотреть на них снова и снова. Кроме того, актуальное искусство, бросающее вызов своему времени, нередко замыкается в своей географической среде — остается понятным и интересным преимущественно соотечественникам автора. Поэтому созданная Розенквистом живописная «политика» интересна преимущественно американцам. Европейцам же, скорее всего, понравится другой Розенквист — художник, размышляющий на темы противоречий научно-технического прогресса, парадокса времени и пространства, создатель причудливых футуристических букетов и автор «промышленных» композиций, вещей относительно скромных в размере, сюжетно-нейтральных и вполне декоративных.
Согласно статистике аrtprice.com, условно 100 долларов, вложенные в произведения Джеймса Розенквиста в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 203 доллара. Интересно, что ценовой тренд в 2001 году сменил направление с бокового на резко возрастающий. По данным того же источника, 80 % произведений продавалось на аукционах по цене до 6000 долларов. Сегодня за эти деньги инвестор может претендовать лишь на высокотиражные литографии. За авторскую графику Розенквиста (гуаши) владельцы просят 25–45 тыс.яч долларов. Выдающиеся живописные произведения появляются на рынке нечасто, и счет идет уже на сотни тысяч долларов. В частности, на майском аукционе Sotheby’s два холста Джеймса Розенквиста были проданы за цену около полумиллиона долларов каждый, не превысив, однако, средних эстимейтов. В это же время на Christie’s отдельные живописные работы Розенквиста продавалась в более доступном ценовом диапазоне: в пределах 75–120 тысяч долларов.