antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы искусства Инвестиции в работы нью-йоркских неоэкспрессионистов. Жан-Мишель Баския



Инвестиции в работы нью-йоркских неоэкспрессионистов. Жан-Мишель Баския

инвестиции в работы нью-йоркских неоэкспрессионистов. жан-мишель баския

В отличие от своего друга Харинга, неоэкспрессионист Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat, 1960–1988) никогда не жеманничал насчет коммерциализации своего искусства, а, наоборот, настойчиво стремился к галерейному признанию. По иронии судьбы, при всей известности харинговских «пляшущих человечков», сегодня цены на масштабные работы Баскии действительно почти на порядок выше, чем на лучшие вещи Харинга.

Отмечу, что далеко не все профессионалы рынка современного искусства считают справедливыми цены под пять миллионов долларов, но рынок оперирует фактами: люди покупают Баскию именно за столько, причем не только на родине художника, но и в Европе, а цены продолжают стремительный рост.

«Уличная» часть творчества Баскии была интересна тем, что свои композиции на сером бетоне он снабжал собственными незаурядными философскими высказываниями. Из коммерческих вещей они постепенно ушли, но тогда, вспоминают исследователи, в них можно было найти протест против буржуазного мироустройства с его культом успеха. Впрочем, Баския 1980-х это уже не философ, а бизнесмен. Настойчивый, энергичный, успешный. Как говорят, он выбивал из галеристов свои условия с напором акулы Уолл-Стрита. Чернокожий художник, который не раз проводил ночь в парке под «покрывалом» из картонной коробки, неожиданно стал желанным гостем дорогих клубов, ресторанов. В подругах — тогда еще восходящая «звездочка» Мадонна. «Поднявшийся» Баския бравировал тем, что мог появиться в обществе в тысячедолларовом костюме от Armani, перепачканном краской, — типа могу позволить себе такую рабочую одежду. Пожалуй, единственными, на кого это не производило впечатления, оставались таксисты, и на сигнал «гашеного» чернокожего растамана реагировать отказывались — видно, лейбл на костюме не успевали разглядеть. Есть свидетельства, что в последние годы успешный художник мог без остановки работать над картинами по 18 часов в сутки в полуподвальной студии без единого окна, заправляясь «коктейлем» из марихуаны и кокаина, и уже не мог заснуть без героина. Смертельная передозировка в 27 лет — фактически финал самоубийства, продолжающегося несколько лет.

Замечено, что рынок особенно трепетно относится к рано ушедшим ярким художникам. Но это не может объяснить существующий уровень цен на Баскию. Его огромные картины действительно не оставляют равнодушными. Казалось бы, педалирование африканской темы (Баския — сын гаитянца и пуэрториканки, болезненно относился к расовому вопросу) в сюжетах экспрессий должно сузить круг покупателей: ведь сегодня в США это уже элементарная политкорректность, а не признак прогрессивности владельца. Но нет, в работах Баскии расовый протест вторичен, просто в этих вещах действительно много «больной» энергетики, они — сплав экспрессии, новизны и яркой декоративности. На них можно смотреть много раз и находить что-то новое, что особенно ценится коллекционерами.

Творчество художника, его мотивы и идеи станут более понятны, если посмотреть фильм «Баския», снятый режиссером и художником Джулианом Шнабелем. Помимо блестящего «альтернативного» актерского состава (Гарри Олдман, Денис Хоппер, Джеффри Райт, Дэвид Боуи), фильм интересен тем, что в нем снялись реальные люди из той безумной нью-йоркской тусовки. Правда, они же указывают на ряд неточностей в характерах, поэтому не стоит воспринимать эту работу как документальную. В частности, есть свидетельства, что при жизни Сэймо на дух не переносил Шнабеля, режиссера фильма, а фонд Баскии на этом основании даже возражал против использования картин Жана-Мишеля.

С точки зрения формальной статистики Баския — находка для инвестора. По данным artprice.com, 100 долларов, условно инвестированные в живопись художника в 1997 году, превратились в наше время в 423 доллара. Графика дорожала меньшими темпами: 100 долларов 1997 года превратились в 2005-м в 242 доллара. Если же посмотреть результаты ведущих аукционов, то и эти цифры покажутся заниженными.

Однако, при всей привлекательности вложений в Баскию, для инвестора есть существенное препятствие. Сэймо — очень дорогой художник по всему спектру работ. Так, по статистике лишь 10 % его работ, появлявшихся на аукционах, относятся к разряду дешевле 50 тысяч долларов, что делает его творчество непригодным для микроинвестиций. Обычно же счет идет на сотни тысяч для графики и более миллиона для живописи. Этот фактор не в последнюю очередь влияет на ликвидность его работ. Их непросто реализовать на галерейном рынке, владельцу придется дожидаться подходящих тематических аукционных торгов.

Инвестиции в работы нью-йоркских неоэкспрессионистов. Дональд Бехлер, Кенни Шарф, Дэвид Салле, Джордж Кондо

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Антикварные коллекции

News image

Русский народный костюм изменялся и дополнялся не одно столетие. В качестве достаточно интересной части русск...

Личная коллекция антиквариата

News image

Всегда одним из основных мерил богатства человека выступала его индивидуальная коллекция антикварных предметов искусства. Почем...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Самые дорогие украшения мира . Кольцо с синим бриллиантом

News image

$16.26 млн Голубые алмазы самые редкие среди естественной цветовой гаммы. Вот почему это бриллиантовое кольцо с синим камнем овальной формы, и треугольными бриллиантами в золотой оправе на...

Бриллиант «Виттельсбах» обрел нового владельца

News image

Состоявшиеся на днях торги аукционного дома Christie´s, внесли оживление в антикварный мир. Во-первых, легендарный бриллиант «Виттельсбах» обрел нового владельца. Им стал лондонский ювелир Лоренс Граф, не...