Инвесторам, впервые обращающимся к рынку искусства, может показаться, что чем дороже работа, тем больший доход она может принести. Но это не всегда так. Многомиллионные работы — это вообще особый товар, «живущий» по своим законам. Обладание ими может быть далеко не самым выгодным с экономической точки зрения3. Однако для коллекционеров эти вещи бесценны. Сверхдорогие картины, к тому же, менее ликвидны. Организация продажи многомиллионной картины — тоже особое искусство, так как покупателей со свободными двадцатью миллионами гораздо меньше, чем с двумястами тысячами. Поэтому инвестору стоит в первую очередь присмотреться к произведениям искусства в ценовом диапазоне 50–200 тысяч долларов. В краткосрочном периоде цены на такие работы могут подниматься на 50–70 %. В частности, картина немецкого экспрессиониста Макса Пехштейна «Монтероссо аль Маре» в декабре 2001 года была продана на одном из немецких аукционов за 113 тысяч долларов, а меньше чем через год, в октябре 2002-го, эта работа «ушла» уже за 320 тысяч долларов, за десять месяцев прибавив почти 200 %. Другим примером может служить работа Карла Шмидта-Ротлуффа «Маяк на Балтийском море». В декабре 2003 года за нее просили 600 тысяч фунтов, но картина так и не была продана. А через год при эстимейте 450 тысяч фунтов картина «ушла с молотка» за 720 тысяч фунтов.
При приобретении картины, «перешагнувшей» за миллион, особенно важно определить разумную цену покупки4. Переплатив, инвестор будет вынужден ждать несколько лет, пока данная картина достигнет своей реальной рыночной стоимости. А потом ждать и еще, чтобы получить хоть какой-то доход. Произведения искусства стоимостью больше двух-трех миллионов долларов разумно покупать только в том случае, если не планируется заработать на них «быстрые» деньги: с инвестиционной точки зрения внимания на таком ценовом уровне заслуживают только шедевры или очень редкие вещи.
Что касается выбора художественного направления для инвестирования, то эксперты сегодня отмечают серьезный рост интереса к творчеству художников ХХ века.
Интересно сравнить некоторые показатели арт-рынка, относящиеся к произведениям искусства ХХ века.
Искусство ХХ века интересно и по степени доходности. Рост цен может достигать 30–40 % в год. В 20 % случаев в течение одного года картина перепродается с новой ценой, минимум на 15% выше предыдущей, — весьма достойный вариант для краткосрочного инвестирования. Интересно отметить, что нередко после крупных аукционов повышается спрос на работы художников, участвовавших в подобных торгах, и именно в такие моменты инвестор может попробовать выставить недавно купленную картину на продажу на ближайшем аукционе. При удачном раскладе стоимость подобной картины за какие-то полгода повышается минимум на 20–30 %. Например, так было с картиной Эмиля Нольде «Жрицы», которую сначала продали за 1 миллион долларов, а через полгода (из-за резкого повышения спроса на этого художника) уже за 1,6 миллиона. Иногда опытные инвесторы сами заново покупают эту же работу, чтобы поднять на нее цену.
Стоит отметить, что иногда покупатели, опасаясь проиграть торги, даже не пытаются участвовать в них. В результате очень интересные и перспективные вещи покидают зал с пометкой Not Sold. Это распространенная ошибка инвесторов. На самом деле, всегда лучше сделать ставку, пусть даже минимальную. По крайней мере, от этого инвестор точно не проиграет, а может быть, даже выиграет, если его ставка будет единственной.
Выбрав направление искусства, вложения в произведения которого представляются наиболее целесообразными, инвестору не всегда стоит «биться» именно за громкие, уже раскрученные имена. И уж тем более любой ценой. У признанных мастеров первой величины, как правило, были талантливые последователи и единомышленники (художники его круга). Такие варианты нужно отслеживать, потому что каждый из них может неожиданно «выстрелить» и принести владельцу картины доход, заметно превышающий ожидания.
В целом плюсов от инвестиций в произведения искусства (надежность и доходность долгосрочных вложений, общественный престиж, анонимность вложений) больше, чем минусов (пониженная ликвидность, непрозрачность рынка, недостаток рыночной информации, высокие транзакционные издержки), поэтому этот «инструмент» становится все более распространенным явлением среди частных инвесторов. Кроме того, инвестирование в искусство — дело не только прибыльное, но и весьма увлекательное: ведь быть игроком и коллекционером — далеко не одно и то же.