antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы старины Русский интерьер XVII века



Русский интерьер XVII века

русский интерьер xvii века

Европейские привычки и интерес к западному образу жизни появились в России задолго до Петра. Особое предпочтение отдавали голландским, английским и немецким товарам. В первую очередь, конечно, благодаря довольно тесным торговым связям с этими странами. Но, кроме всего прочего, протестантская эстетика, сдержанность и функциональность оказалась гораздо ближе по духу русскому человеку, нежели пышный итальянский праздник.

Боярские хоромы в отличии от апартаментов петровского времени – место домашнее, интимное, закрытое от посторонних глаз и не предназначенное для официальных визитов и приемов.

Интерьер дома, будь это палаты знатного боярина или простая крестьянская изба, в основе своей был прост и функционален. Центром любого помещения являлась большая русская печь. Вдоль стен располагались широкие лавки, плотно прикрепленные к стене. Простые полки, открытые посудные шкафы, длинный обеденный стол, поставец (стол для приготовления пищи). скамьи (переносные лавки), стольцы (табуреты). Кресла и стулья могли позволить себе только при дворе и в состоятельных домах, но даже там оставались редкостью. Стулья в крестьянском жилище стали появляться только в XIX веке.

Обязательным атрибутом любого русского дома были скрыны, сундуки различных размеров и конфигураций, погребцы. В больших сундуках хранили одежду, холсты, домашнюю утварь. В сундуках поменьше (укладках и ларцах) – ценные вещи.

Костомаров отмечает, что главное украшение русского дома составляли образа. «Не было в доме покоя, где бы их не висело несколько…». Образа ставились в переднем углу покоя, и этот угол задергивался занавесом. Это место называлось «застенок». В конце XVII века в моду входят картины и эстампы. Правда, в основном на темы из Святого писания.

В русском доме было принято все укрывать и застилать, в крестьянском доме – рогожами, дорожками и войлоком, в боярском – дорогими турецкими тканями и коврами, итальянскими бархатом. Если стены были обиты дорогой тканью, то и пристенные лавки также обивались. Также сверху на лавки слались полавочники, сшитые из двух полотнищ. В будни клались полавочники суконные, а в праздники из шелковой материи, отороченной материалом другого цвета. На окна стелились длинные наоконники, спадающие вниз с карнизов. Все это было ярким, расшитым цветными нитями и бахромой.

В XVII веке при Оружейной палате были учреждены специальные мебельные мастерские, где по привозным заграничным образцам по заказу Двора изготавливали копии и вариации на тему европейской мебели. Вариации эти представляют своеобразный симбиоз барочных европейских форм и традиционного древнерусского искусства. Мы видим здесь голландские высокие спинки, шаровидные ножки столов, удобные подлокотники, и при этом такие привычные русским мастерам: «гранатовое яблоко», «травный» орнамент, и другие мотивы, сформировавшиеся в течении многих веков. Этот своеобразный стиль получил в истории название «Нарышкинское барокко» («Русское барокко»)

При Петре, в 1716 году мастерскую распустили, а всех лучших мастеров забрали в Петербург. При Дворе предпочитали английскую и голландскую мебель, поэтому именно в Англию и Голландию посылают молодых людей учиться «Кабинетному делу». Русская мебель того времени отличается строгим силуэтом, сдержанным декором. В России ореху предпочитают местные материалы: дуб, сосна. Резьба: береза и липа. Для обойки используют кожу. Инкрустацию часто заменяют росписью, это более привычно и доступно. Технику инкрустации и маркетри русские полюбят и освоят гораздо позже европейцев.

Мебель начала XVIII века соединяет в себе русское и голландское влияние. Массивные, с шарообразными элементами, ножки, раздвижные удобные столешницы. Вошли в употребление популярные в Голландии горки для посуды и фарфора. В России, как и во всей Европе того времени, интересуются загадочной страной Китай, и с удовольствие выставляют на показ маленькие дорогие фарфоровые безделушки.

Имен русских мастеров того времени мы практически не знаем, кроме некого Петра Федорова, работавшего у Никола Пино, и сделавшего кресло для «Восковой Персоны». В целом же, при дворе Петра I работают иностранцы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

История коллекционирования

News image

Коллекционирование художественных изделий и торговля ими были знакомы еще античности, хотя, к сожалению, знаем мы об...

Антиквариат и коллекционирование

News image

Антиквариат и предметы коллекционирования - это предметы истории, которые несут на себе отпечаток эпох… Наверняка, ка...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

История ювелирных украшений

News image

Уже в глубокой древности появились первые ювелирные украшения. Сейчас уже даже невозможно сказать, что было для человека важнее носить одежду или украсить себя. Об этом фа...

Драгоценные камни из коллекции семьи Фаберже

News image

Среди прекрасных экспонатов, подаренных Музею частными лицами, особенно интересна коллекция драгоценных и поделочных камней (около трехсот образцов), принадлежавшая семье Фаберже. Коллекция была передана Музею Агафоном Ка...