Российский рынок находится в активном движении. Отмена лицензирования стала мощным фактором явного оживления. Антиквары придумывают все новые пути продвижения своего товара, а покупатели - преимущественно офисная публика - все чаще заезжают в салоны.
На сегодняшний день невероятно важна разработка стратегии и тактики продвижения на рынке. Ключом успешной стратегии становится выбор определенного пласта старого искусства. Этот выбор идет в трех направлениях: временное, стилевое и качественное. Лидером рынка становится тот салон, в деятельности которого четко соблюдаются и объединяются вместе все три параметра. Их назовет каждый антикварщик: Метрополь , Мир искусств , Ортодокс антик , Русская усадьба , Русский модерн в Москве; 19 век , Ренессанс , Невский,56 , Международная академия искусств в Санкт-Петербурге.
Все названные магазины смогли собрать первоклассное русское искусство коллекционного уровня. По происхождению все эти вещи из дворцов и усадеб русской аристократии XVIII-XIX вв. И все эти магазины хорошо известны в среде российских финансистов и промышленников. Состоятельные клиенты связывают свои приобретения с именем магазина. Название стало своеобразным антикварным брендом, который поддерживается известной фамилией антиквара. Это вершины отечественного антикварного бизнеса.
Но основной оборот происходит в среднем пласте. И здесь тоже идет своя напряженная работа в тех же трех направлениях: вид и стиль старого искусства, временная принадлежность и качество. В процессе этой работы определяется своя специфика, обретается собственное лицо.
Большой салон на Ленинградском проспекте Екатерина работает со всем спектром старого искусства, но только здесь успешно функционирует лучший в Москве отдел нумизматики и имеется очаровательный подвальчик коллекционных вин. Галерея Леонида Шишкина собрала за более, чем десятилетний период своего бытия на рынке обширнейшее собрание советской живописи. Антиквариат на Софийской кропотливо и упорно продвигает на рынок гравюру - товар, пока еще не очень востребованный рынком. Новый, маленький магазин Брюсов, 6 пытается обрести свое лицо, предлагая покупателям часть коллекции Инкомбанка . Почти все они проводят собственные аукционы, издают каталоги. Роскошный каталог своего собрания недавно издал Леонид Шишкин. Эти галереи уже тоже обрели свой бренд и своих покупателей.
Во многом успех на рынке зависит от упаковки своего товара - формы подачи его потенциальному покупателю. Почти все названные галереи имеют свои сайты в Интернете, где размещены качественные каталоги и весь спектр предлагаемых услуг. Сегодня все чаще - именно в Интернете происходит первая встреча антиквара и его будущего покупателя. Для офисной публики он уже привычный инструмент, и поиск подарка главе фирмы или приятелю зачастую начинается с Интернета.
Свой бренд на арт-рынке формируется и выставочной деятельностью. Уже пятнадцать лет работает на арт-пространстве муниципальная галерея Ковчег . Они избрали предметом своей культурологической миссии неактуальное искусство советской эпохи. В каждом десятилетии в искусстве происходит некий выброс в общественное сознание 5-10 художников. Они становятся знаковыми фигурами, своеобразными фетишами данного исторического периода.
Эти мастера возносились на вершину пирамиды, в основании которой был прочный фундамент художественного процесса. К творцам этого изобразительного полотна советской эпохи и обращаются кураторы галереи Ковчег . Они вводят в новый художественный контекст несправедливо забытые имена. В год проводится 20-30 выставок. За прошедшее десятилетие воспитан свой круг их ценителей.
Минувшим летом Ковчег и финансовая корпорация Никойл начали осуществление инвестиционно-художественного проекта. В офисе Никойла прошла первая выставка, подготовленная Ковчегом . Были представлены три художника Константин Богаевский (1872 - 1943), Антонина Софронова (1892 - 1966) и Михаил Соколов (1885 - 1947). К выставке вышел каталог, который стал своеобразным сертификатом подлинности работ данных мастеров. Вещи с выставки хорошо раскупились. На рынке появилось совершенно новое предложение банковских и галерейных услуг. Произошла обоюдная поддержка двух брендов - Никойла и Ковчега .