antikvaram.ru Антиквариат
Главная Антиквариат Продавец истории



Продавец истории

продавец истории

Каким рисуется нам антиквар, знаток и торговец предметами старины? Советский кинематограф из фильма в фильм эксплуатировал образ старичка в старомодной одежде и пенсне, всем своим видом олицетворявшего ход времени и смену эпох. Возможно, когда-то типичный владелец лавки древностей так и выглядел. Но антиквар нашего времени — вполне современный господин средних лет, модно одетый и внешне не отличающийся от своих ровесников, торгующих любым иным товаром. Однако только внешне…

Идеальная возможность познакомиться с человеком любой профессии — вступить с ним в деловые отношения или хотя бы в рабочие переговоры. В данном случае предлогом, а вернее, предметом переговоров являлась небольшая картина кисти неизвестного художника предположительно конца XIX века, любезно предоставленная автору статьи коллегами. Цель — обойти как можно больше антикварных салонов-магазинов, познакомиться с их сотрудниками, узнать, чем живут, чем дышат. И при этом — выгодно продать имеющийся предмет.

Итак, одна из главных антикварных улиц Москвы — Арбат. Здесь лавки, торгующие самыми разнообразными предметами старины, встречаются буквально через каждые десять метров. Вывеска «Антикварный салон» — мне сюда.

Магазин как магазин. Небольшой зал площадью около двадцати квадратных метров. За прилавком — мужчина лет тридцати пяти в джинсах и клетчатой рубашке. Больше никого из персонала не видно. Кстати, посетителей тоже. На стенах иконы, картины в старинных рамах. За спиной у продавца — полки с разными вазочками, статуэтками. В стеклянной витрине — куча «мелочевки»: серебряные ложки с вензелями, значки, часы-луковицы.

«Картину принесли? Посмотрим, посмотрим! — продавец со знанием дела изучает мой пейзаж в золоченой раме. — Да, вполне похоже… Наш ассортимент. Пройдите, пожалуйста, к директору». (Продавец проводит первичную, грубую оценку, отсеивает старинную вещь от новодела. Окончательное решение — за вышестоящей инстанцией.)

Директор (он же, что явствует из поведения, и хозяин салона) тоже оказывается отнюдь не древним дедушкой, а модно одетым солидным господином с навороченным мобильным телефоном последней модели в руках и ноутбуком на столе. Вполне обычный бизнесмен. Вот только дорогие золотые часы на руке вступают в явный диссонанс с достижениями технического прогресса XXI века — старинный циферблат недвусмысленно указывает на время происхождения. Окинув мое «сокровище» опытным взглядом, директор ковыряет позолоту на раме и спрашивает, какую сумму я хочу. Знакомые ориентировали меня на следующий вариант — $400 на руки, значит, изначально нужно выставлять картину за $500 и оставлять на реализацию (комиссию) — 20% стоимости картины пойдет магазину. Это предложение вызывает у директора усмешку и тяжелый вздох: «Неизвестные художники спросом не пользуются, рисунок слабый, рама старая и осыпающаяся, нуждается в реставрации, а в современной раме картина вообще смотреться не будет… Короче, красная цена «исторической ценности» $300 (на руки — $240). Можно, в принципе, на таких условиях ее взять, но когда купят, через месяц, или через год, или никогда, — неизвестно».

А вот это меня не устраивает — хотелось бы получить деньги сразу. Сразу? Еще раз повертев пейзажик в руках, антиквар предлагает $100 прямо сейчас. Пока я «думаю», продавец приводит в кабинет двух молодых ребят с тремя иконами. Хотят по $300 на руки за каждую. Директор сбивает цену до $200. Ребята соглашаются. На всякий случай, задав бессмысленно-формальный вопрос «Не краденые ли?» и получив единственно возможный отрицательный ответ, хозяин заполняет бланк (с паспортными данными одного из сдающих), достает из сейфа $600 и забирает иконы. Сделка совершилась. Кому и за сколько иконы будут проданы в дальнейшем — неизвестно. Между тем отдавать картину за $100 в мои планы не входит, поэтому вежливо прощаюсь и иду в следующую лавку…

В тот день я посетил шесть арбатских антикварных магазинов. И вот какие выводы сделал. Продавцы за прилавком — в основном женщины, оценщики-директора — всегда мужчины. Разговор везде был примерно одинаковый: «Рисунок слабый, рама требует реставрации, неизвестный художник…» В двух местах картину были готовы взять на реализацию (комиссию), выставив в магазине за $400–600 (срок реализации непредсказуем, мне достанется, с учетом 20-процентной комиссии магазину, $320–480), в двух — вообще отказали. Выкупить и сразу отдать деньги не решились больше нигде. Кстати, свою сумму никто первым не называл — сначала интересовались моим предложением.

Наконец я набрел в одном из переулков на вывеску «Антиквариат. Скупка». Небольшое помещение — фактически не магазин, а «пункт приема». Принятый на комиссию или купленный товар здесь не выставляется, а предлагается постоянным клиентам-коллекционерам. В принципе, после проведенного маркетингового исследования представление о продажной цене у меня сформировалось. Прошу $300 прямо сейчас. Антиквар (молодой человек спортивного телосложения) предлагает $200, сообщает, что планируемая наценка — $30, и добавляет: «К тому же я рискую, что вашей живописью мне придется украсить свою собственную дачу, если она вообще не продастся». Что ж, информацию для репортажа я собрал, $200 соответствует минимуму, за который я мог продать предмет. Соглашаюсь. Заполняю бланк, указываю паспортные данные. Беру деньги, пожимаю руку антиквару и удаляюсь. Интересно, не продешевил ли? Через полчаса у метро обнаруживаю, что оставил в «приемном пункте» записную книжку. Возвращаюсь. Забирая утерянное, слышу, как в соседней комнате девушка-продавец по телефону предлагает кому-то мою картину. За $300…

Пусть меня научат

Профессия «антиквар» не значится ни в одном классификаторе. Соответственно, и в государственных учебных заведениях такой специальности/специализации тоже нет. Но сами-то антиквары есть! Откуда же они берутся?

Хозяин лавки, купивший мою картину, на вопрос «Как стать антикваром?» пожал плечами и ответил: «Не знаю, никак… С детства, наверное…» В этом есть доля истины. Например, Юлия Коткина, заместитель директора Антикварного общества «Сказка», — антиквар потомственный. Коллекционером и торговцем древностями еще много лет назад стал ее отец. Соответственно, все детство и юность прошли в окружении предметов старины, в общении с коллекционерами. Будучи студенткой отделения искусствоведения Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова (вуз выбран целенаправленно), Юлия начала работать в антикварном магазине отца на Арбате. Образование органично дополнило практику. Кроме того, Коткина окончила курсы геммологов при Московской государственной геологоразведочной академии, чтобы разбираться в драгоценных камнях и правильно их оценивать.

Впрочем, многие антиквары-оценщики зачастую не имеют не только искусствоведческого, но и вообще никакого высшего образования. Иные обходятся без него всю жизнь, а иные целенаправленно восполняют/систематизируют знания в области мирового искусства, поступают на соответствующие отделения вузов уже после многолетней практики. Например, в ту же Строгановку, МГАХИ (Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова) или просто на исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и т.д. Специальность «Искусствоведение и культурология» есть в Уральском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств и т.п.

Несколько лет назад в Москве открылся институт «Гелос» при одноименном аукционном доме. Имеющие любое высшее образование могут получить в нем профессию «Специалист по антиквариату», «Эксперт по антиквариату» или «Менеджер, дилер антиквариата» с соответствующими записями в дипломе. Среди специальных курсов — история, теория искусств, атрибуция антиквариата, основы антикварного дела, антикварный рынок России и Европы, методика проведения аукционов, галерейные и аукционные формы торговли и прочее. Многим выпускникам своего института «Гелос» сразу предлагает трудоустройство и возможность сделать карьеру — в штате дома около 100 человек.

Однако хорошее представление об искусстве и культуре разных стран и эпох — только половина дела. Необходимо четко понимать, что сколько стоит и какую ценность имеет в нынешних условиях, с учетом сиюминутной конъюнктуры и моды. А это приходит только с практикой, оттачивается ежедневным общением со специалистами (антикварами и коллекционерами). Кроме того, по словам Эдуарда Стецюра, директора музея «Гелос», для хорошей ориентации в мировом искусстве одного образования, включающего изучение отечественного музейного фонда, недостаточно. Необходимо посетить лучшие сокровищницы мира (например, Лувр или Британский музей), а также музеи авангардного искусства вроде Дома Сальвадора Дали под Барселоной.

Траектория роста

Допустим, диплом искусствоведа и горячее желание стать антикваром имеются. Куда податься, с чего начать, к чему стремиться? Прежде всего стоит пойти работать продавцом в антикварный магазин. Там можно постепенно войти в курс дела, разобраться «что-где-почем», а заодно познакомиться с кругом коллег-торговцев и клиентов-коллекционеров. Правда, попасть на работу в магазин в большинстве случаев удастся только по знакомству (рекомендации). Что вполне логично — кто ж подпустит к ценному товару человека с улицы? Да и вообще, торговля антиквариатом — сфера весьма интимная…

Зарплата начинающего антиквара будет соответствовать аналогичной ставке выпускника вуза без опыта работы в «средней» компании — $300–500 в месяц. Правда, можно рассчитывать и на премии по результатам продаж, в сумме набегает около $700. Продавец с опытом, по словам владельцев антикварных магазинов, может зарабатывать и $1500 в месяц.

Чем же отличается антиквар от своего коллеги-продавца, например, из магазина бытовой техники? И тот и другой представляют покупателю товар в соответствии с описанием изделия и запросом клиента. Но если к электронному прибору прилагается инструкция с развернутыми характеристиками изделия (которую продавец может просто выучить наизусть), то в случае с антикварным предметом все значительно сложнее. За каждой безделушкой стоит история и эпоха, а об этом даже в каталоге не прочтешь. Соответственно, не понимаешь, не знаешь, не чувствуешь — не продашь. Что еще? В антикварных магазинах и лавочках, как правило, нет уборщиц. За чистотой помещения, а главное, витрин и товара следят продавцы. Объяснение простое: велик риск испортить какую-либо ценную вещь, например, смахивая с нее пыль слишком влажной или слишком жесткой губкой. Или просто разбить. Как и за чем ухаживать, обязан знать даже рядовой сотрудник. А особо ценные лоты управляющий протирает лично.

Следующая ступень карьерной лестницы — директор магазина. Хотя, по моим наблюдениям, наемный управляющий в данном виде бизнеса — экзотика. В лучшем случае магазином командует кто-то из родственников владельца. Зарплата директора, разумеется, зависит от прибыли магазина. Почему «разумеется»? Потому что именно директор является главным и единственным оценщиком, который решает, какой товар брать, по какой цене выставлять и т.д. Среди прочих его обязанностей — своеобразные ежедневные «лекции» для персонала, описание вновь выставленных предметов. Кроме того, от директора зависит и круг постоянных покупателей-коллекционеров, поставщиков-скупщиков (частных дилеров). Все эти люди в первую очередь должны доверять управляющему. Дарья Зиновьева, наемный директор антикварного салона «АртАнтик»: «Управляющий антикварным магазином — в первую очередь хороший менеджер по продажам и PR. Нужно создавать вокруг себя круг клиентов, дружить с коллекционерами и коллегами».

Высшая ступень в антикварной иерархии — владелец собственного салона-магазина. Желательно, конечно, «с вывеской и витриной на улицу», но можно и камерного — «для своих». Сколько зарабатывает хозяин? Тсс!.. Деньги и ценности любят тишину... Многое зависит от опыта и везения, но разброс доходов от месяца к месяцу непредсказуем. В любом случае, предполагается, что на этом уровне человек обладает определенным запасом собственного товара (не принятого на комиссию и хранение, а купленного) и, соответственно, уже явно не беден. В частности, собственный капитал (допустим, $100–200 тыс., «замороженные» в паре десятков старинных безделушек) является своеобразной гарантией для клиентов, которые передают антиквару на реализацию старинную ценную вещь, — если с ней что-то случится, владелец сможет возместить их потери.

Помимо работников магазинов, аукционных домов или закрытых галерей существует масса частных дилеров. Эти люди вращаются в антикварном сообществе, периодически выступая посредниками между продавцами и покупателями. Частный дилер — это следующая после продавца ступень роста для человека, не желающего всю жизнь стоять за чужим прилавком. Приобретя связи в антикварном мире, завоевав доверие клиентов, продавец уходит в «свободное плавание». Через какое-то время, допустим, год или два, он может заработать достаточно денег, чтобы начать собирать собственную коллекцию, которую можно продать. А еще через несколько лет открыть и свой салон — при удачном стечении обстоятельств и желании.

Похожая история произошла с Сергеем Коваленко, частным дилером антиквариата, владельцем собственной коллекции. Антикваром, по собственным словам, Сергей стал случайно — в наследство от бабушки ему достались несколько картин и куча старинных безделушек (вазочек, статуэток, шкатулок и т.п.). Предметы явно были ценными. Мечтавший о собственном автомобиле, Сергей, тогда еще студент технического вуза, решил продать наследство и купить вожделенную машину. Соответственно, продать хотел как можно дороже. Но, имея предубеждение против торговцев в комиссионках, решил сам изучить рынок и правильно оценить свои «лоты». Свободного времени у студента было много, поэтому он спокойно обошел все антикварные лавки города, постепенно познакомился с коллекционерами. Параллельно изучал литературу, каталоги. Наследство он продал с максимальной выгодой (правда, на новый автомобиль все равно не хватило)… и тут же накупил других антикварных предметов для последующей перепродажи! А потом, как говорится, пошло-поехало… Однако антиквариат еще долго оставался для Сергея лишь дополнительным заработком. (Хотя он успел некоторое время поработать и продавцом-оценщиком в антикварной лавке. Правда, по его же словам, «торговаться за дядю — не тот кайф».) Но, видимо, если зацепило, то навсегда. Вкладывая заработанное на ином поприще в старинные вещи, Коваленко постепенно создал собственную «оборотную» коллекцию, позволяющую бросить все остальное и заниматься только антикварным делом. Сегодня Сергей уверяет: «Я каждым предметом любуюсь, пока не найду покупателя…»

Диагноз — антиквар

Чтобы торговать антиквариатом, им нужно «заболеть». Профессия антиквара стоит на стыке торговли и любви к предметам искусства или коллекционированию. Первичного и вторичного тут нет. Вынь любую из составляющих — и антиквара не получится. Кстати, по этой причине почти 100% торговцев стариной и сами что-то коллекционируют. Для души. При этом увлечение древними предметами и ценностями приходит не только к выросшим в роскоши и богатстве. Старейший московский антиквар (пожелал остаться инкогнито), встреченный на Московском антикварном салоне в Доме художника: «Сам я из очень бедной семьи. У нас в доме не то что картин, елочных игрушек не было! Наверное, поэтому я их сейчас коллекционирую. Помимо, разумеется, всего остального… живописи, фарфора, да много чего…» Его поддерживает Антон Лелянов, владелец закрытой антикварной галереи в Санкт-Петербурге: «Лично я не могу жить в современном интерьере. Это — бездушная мертвечина». Сам Антон — мужчина тридцати пяти лет, в брюках современного покроя и модной рубашке. Но золотые часы на запястье — явно не новодел… Уловив мой взгляд, Антон пояснил, что купил их, еще учась в школе. Они не такие уж и старинные — всего лишь 20-х годов прошлого века. Наверное, закономерно, что будущий антиквар выбрал не супермодные в середине 80-х электронные часы, а золотой «наручный будильник». Кстати, многим представителям этой профессии свойственно следить за временем именно по старинным циферблатам.

Что же касается второй неотъемлемой составляющей профессии — коммерческой жилки, то здесь все просто. Не умеющий или не желающий торговать любитель старины становится простым коллекционером. Правда, для создания хорошей коллекции тоже нужно умение «продать что-нибудь ненужное», чтобы потом купить вожделенный предмет. Круг замыкается.

P.S. Разглядывая на прилавке фарфоровую статуэтку XVIII века, я вдруг подумал: как много всего с ней связано... Она наверняка сменила не одного владельца, кочевала из дома в дом, была свидетельницей революций, возможно, преступлений, просто чьей-то жизни. И я понял: не быть мне никогда антикваром. Не хочу иметь вещи из чужого дома… Что ж, выходит, антиквариат — это не заразно. А антиквар — действительно с детства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Японские куклы Ichimatsu

News image

В Японии уже много столетий существуют «праздничные» куклы. Как правило, это закрепленные на подставке созда...

Цена Коллекции

News image

Коллекционирование монет это очень увлекательное занятие, которое требует не столько энтузиазма, сколько реальных денежных средств. Не...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Cartier

News image

В 1847 году в коммерческом регистре об основателе фирмы — Луи Франсуа Картье было записано: “производит ювелирные изделия, различные модные украшения, новинки”. Именно, последнее слово “н...

Бриллиант «Виттельсбах» обрел нового владельца

News image

Состоявшиеся на днях торги аукционного дома Christie´s, внесли оживление в антикварный мир. Во-первых, легендарный бриллиант «Виттельсбах» обрел нового владельца. Им стал лондонский ювелир Лоренс Граф, не...