antikvaram.ru Антиквариат
Главная Начинающим ЧИСТКА МАРОК


ЧИСТКА МАРОК

чистка марок

Об этой проблеме было уже много написано, однако до сего времени она пока еще окончательно не разрешена. Часто мы не знаем, с чего следует начинать, чтобы не нанести маркам еще больше вреда. Если говорить о химической чистке марок, то можно отметить, что су­ществует целый ряд рецептов, предназначенных для уда­ления различных видов загрязнений, однако никто не по­ручится за то, что их применение всегда будет успеш­ным. Все рецепты такого типа следует считать лишь ре­комендациями и, приступая к проведению интересных и поучительных экспериментов, следует это иметь ввиду. Неудача не должна никого обескураживать.

Чистка марок осуществляется методами физическими и химическими. Физические методы применяются лишь в некоторых случаях, да и то с помощью материалов, ко­торые абсорбируют загрязнения, т. е. воспринимают их и затем удаляются. Этот способ непригоден для фила­телии и его применение ограничивается, например, чист­кой оставшихся незапечатанными частей марок с по­мощью специальной, очень мягкой резинки или удале­нием избытка чистящих средств с марки резинкой или кисточкой. В случае чистки резинкой советуем приме­нять трафарет, который можно вырезать самому из ста­рой кинопленки. Пленку следует тщательно освободить от эмульсии (в горячей воде) и вырезать в ней отверстия необходимой формы и размеров; наиболее подходят от­верстия по своей форме и размера, примерно со­ответствующие лимонному зерну, что предохраняет от опасности задеть резинкой более широкое поле, чем необходимо.

При физических методах чистки никогда не следует применять излишнее усилие, надеясь получить тем са­мым больший эффект. Этим мы можем лишь повредить марку.

ХИМИЧЕСКАЯ ЧИСТКА МАРОК

Осуществлять ее нам позволяют различные вещест­ва, вызывающие окисление или восстановление. При применении соответствующих химикалиев выделяющий­ся кислород (или водород) воздействует на микроскопи­ческие частицы загрязнений, обесцвечивает их и разла­гает.

Прежде чем мы обратимся к описанию отдельных ме­тодов чистки, следует еще раз напомнить, что при рабо­те следует соблюдать наивысшую осторожность. Нужно не забывать, что любое чистящее средство воздействует на бумагу и краску, многие из них горючи и взрыво­опасны, а некоторые - особенно кислоты - вредны для здоровья.

Каждую марку, подвергнутую химической чистке, не­обходимо тщательно промыть от химикалиев сперва в проточной, а затем и в дистиллированной воде.

Еще раз хотам напомнить, что за результаты любых опытов, проводимых на основе настоящей публикации, ответственность несет лишь сам экспериментатор.

ПРОСТЫЕ ЧИСТЯЩИЕ СРЕДСТВА

Будет правильно, если мы начнем свои опыты с до­машних средств: нещелочные составы для мытья шерсти или шелка, порошковые шампуни для мытья волос мо­гут служить чистящими средствами и применяться для устранения общих загрязнений и даже слабых жирных пятен.

Метод работы при этом применяется простой: марка кладется на белую бумагу и умеренно увлажняется мяг­кой кисточкой, затем на плоскость марки наносится не­много шампуня, который осторожно растирается до по­лучения густой пены. Пену оставляют на марке примерно на 1 мин, после чего она осторожно удаляется чистой увлажненной кисточкой. Марка прополаскивается в про­точной, затем в дистиллированной воде и после этого просушивается между двумя листками фильтровальной бумаги.

Если желаемый результат не достигнут, то процесс чистки можно повторить, но только после полного вы­сушивания марки, т. к. во влажном состоянии ее очень легко повредить. Если мы имеем дело со стойкими загрязнениями, то эффективность процесса чистки может быть повышена за счет того, что кисточку увлажняют не в воде, а в перекиси водорода, который способствует более интенсивному окислению загрязнений.

Если нещелочные вещества не помогают, то можно применить другие чистящие средства более сложного со­става. Причем, наилучших результатов можно добиться в случае применения чистящих средств, специально предназначенных для устранения определенных видов заг­рязнений. В связи с этим дальнейшее описание методов чистки мы делим на разделы.

УДАЛЕНИЕ ЖИРНЫХ ПЯТЕН

Простым средством для удаления загрязнений жиром является бензин или бензол, однако следует помнить, что оба эти растворителя воздействуют на некоторые краски, почему необходимо соблюдать осторожность. Хороших результатов можно добиться следующим методом: за­масленную марку кладут на белую хлопчатую бумагу и слегка смачивают ее бензином. Затем ее прикрывают другим листком хлопчатой бумаги, на который сверху кладут лист белой гладкой бумаги. После этого все это проглаживается умеренно теплым и влажным утюгом (просушивается). В большинстве случаев жирное пят­но при этом растворяется и впитывается хлопчатой бу­магой.

Если этим методом не удается достичь желаемых ре­зультатов даже после неоднократной обработки, то при­ходится прибегать к другому, более действенному, но и более сложному способу. Приготавливается кашица из 6 частей жженой магнезии, 1 части бензина и 1 части спирта, которая помещается в хорошо закрывающуюся керамическую или стеклянную баночку (от косметики и т. п.). Всю плоскость марки, положенной на белую хлопчатую бумагу, покрывают тонким слоем кашицы с обеих сторон, после чего она прикрывается другим лист­ком хлопчатой бумаги, а сверху листом белой гладкой бумаги, как и в первом случае. Умеренно теплым и влажным утюгом производится проглаживание до тех пор, пока кашица совершенно не высохнет. Остатки ка­шицы устраняются с марки мягкой кисточкой или очень мягкой резинкой. Очень важно не брать слишком мно­го бензина и слишком горячий утюг, т. к. может про­изойти воспламенение, а в более нагретом состояли» взрыв. Поэтому нельзя работать при открытом пламе­ни - вблизи каминов, горящих газовых приборов и т.д. Понятно, что вблизи нельзя курить.

Следует сказать, что это радикальное средство часто не помогает очистить марки с очень жирными штемпе­лями. Как известно, краска, которую употребляли для старых почтовых штемпелей, вырабатывалась из лампо­вой сажи, хлористого железа и олифы различных сортов. Если при изготовлении краски использовались низкие сорта олифы, то краска штемпеля своевременно не вы­сыхала, излишняя олифа проникала через бумагу марки и письма, образуя некрасивые жирные пятна. Устране­ние таких пятен затруднительно, но добиться их ослаб­ления химическим путем весьма возможно.

Известно несколько рецептов, но наиболее подходя­щим из них считаем следующий: к 6 частям бензола до­бавляем 0,2 части метилового спирта, перемешиваем путем энергичного встряхивания до тех пор, пока резкий запах метилового спирта будет чувствоваться лишь сла­бо. Затем добавляют 3 части чистого спирта и смесь вновь энергично встряхивают. Смесь хранится в буты­лочке коричневого стекла с притертой пробкой, что пре­дохраняет ее от слишком быстрого испарения. Марку, подлежащую чистке, сперва помещают в воду, чем до­стигается удаление некоторой части наполнителей, и чи­стящему средству облегчается возможность воздействия на жировое пятно путем проникновения внутрь бумаж­ной массы. Примерно через 7-10 мин. марка вынимает­ся из воды и кладется в чистящий состав, помещенный в небольшую стеклянную или фарфоровую плошку, ко­торая сверху прикрывается стеклом. Нужно очень вни­мательно следить за тем, не воздействует ли смесь на краску марки. В таком случае марка немедленно извле­кается, промывается в проточной, а затем в дистилли­рованной воде. Если же нарушения краски не обнару­живается, продолжительность нахождения марки в со­ставе определяется по мере надобности. Рекомендуется при этом удовлетвориться более скромным результатом, скажем, ослаблением жирного пятна, чем повредить марку в результате слишком длительного нахождения в чистящем составе. Если мы имеем дело со штемпельной краской, то в большинстве случаев ей ничего не грозит, т. к. затвердевшее хлористое железо не поддается окис­лению. Необходимо, чтобы остатки растворенного излиш­него масла, а также остатки чистящего состава были тщательно удалены. Поэтому обязательно окончательную промывку производят в дистиллированной воде.

УДАЛЕНИЕ ЖИРНЫХ ПЯТЕН ОТ ХИМИЧЕСКИ ВРЕДНЫХ НАКЛЕЕК

В наше время никто не станет наклеивать марки в коллекцию гуммиарабиком или мучным клейстером, и в то же время случилось так, что тысячи коллекционеров «попались» на крикливую рекламу безответственного торговца, «изобретение» которого, к сожалению, нанес­ло филателии столько вреда: во время второй мировой войны на наш рынок была завезена заграничная новин­ка, так называемая «вечная наклейка». Реклама в спе­циальных журналах утверждала, что речь идет об изо­бретении незасыхающего клея, абсолютно безвредного и особенно пригодного для наклеивания негашеных ма­рок. Его пригодность была якобы подтверждена неод­нократными проверками ведущих химиков. Наклейки можно было применять, не нарушая оригинального клея марок.

Реклама была правдивой лишь частично. Действи­тельно, наклейку можно было удалить без особого труда, но на клеевой стороне марки оставался от наклейки не­большой след патентованного клея, который с течением времени превращался в жирное пятно и проникал на ли­цевую сторону марки, образуя светлое «окошко». Жерт­вами такой безответственности стали десятки тысяч кол­лекционеров и была повреждена масса редких марок.

Анализ клея показал, что при его производстве ис­пользовались жирные материалы, которые хотя и обес­печивали его незасыхаемость, но не были достаточно связаны в клее и в результате этого проникали в бумагу. Устранение следов этого «изобретения» дело трудное, т. к. жир «вечных наклеек» очень стоек и по прошествии стольких лет лишь незначительно реагирует на обыч­ные растворители, которые мы можем применять, имея ввиду необходимость сохранения красок самой марки. Приходится с течением времени прибегать к более силь­нодействующим растворителям, каковыми являются эфир, ацетон или тетрахлор, истые растворители, вмес­те с тем возрастает и опасность повреждения краски на марках. Марочный клей от этих чистящих средств не портится.

По этим причинам правильный выбор растворителя затруднен. Необходимо пользоваться таким растворите­лем, который соответствует свойствам бумаги и красок, интенсивности загрязнения и его размерам. Пока нет возможности с полной гарантией установить, какое сред­ство в данном случае является наиболее подходящим и безвредным для марки. Правильно ориентироваться при решении этого вопроса помогает накопленный опыт. Из практики известно, что если мы имеем дело с одноцвет­ными марками, то лучше всего подходят:

для черной краски — ацетон или эфир. Учитывая, что черные краски отлича­ются стойкостью, можно пользоваться и радикальны­ми растворителями;

для коричневой краски — бензол. Можно использо­вать и ацетон, но «купание» должно быть очень кратким и производиться с величай­шей осторожностью, т. к. ацетон легко растворяет коричневую краску;

для красной краски — бензин или бензол. Ацетон может применяться лишь в исключительных случаях, да и то лишь короткое вре­мя, т. к. он растворяет крас­ную краску;

для оранжевой краски — эфир или ацетон. Оба средства могут применяться лишь очень короткое время, иначе они нарушат краску. Оранжевая краска особенно чувствительна к бензину, который быстро ее растворяет;

для желтой краски — бензин или бензол. Ацетон, эфир и тетрахлористые растворители разлагают краску, ввиду чего их ис­пользование не допускает­ся. Продолжительное воз­действие бензина также вредно. Необходима осто­рожность и при пользовании бензолом;

для синей краски — бензин или эфир. Марки, напечатанные способом металлографии, выдерживают также бензол и тетрахлористые растворители;

для зеленой краски — бензин. Эфир и тетрахлористые растворители раство­ряют желтые частицы краски, а ацетон уничтожает зе­леную краску;

для фиолетовой краски — бензин или бензол, но очень осторожно, при слабом мас­ляном пятне можно на очень короткое время воспользоваться ацетоном. Тетрахлористые растворители и эфир в данном случае как чистящее средство не под­ходят, т. к. они разлагают фиолетовую краску.

Таков краткий перечень рекомендаций, вытекающих из накопленного опыта, однако он не обязательно дол­жен оказаться справедливым для всех случаев. По этой причине необходимо, чтобы все попытки устранения жирных пятен от вредных наклеек производились с мак­симальной осторожностью.

Для работы используется небольшая стеклянная или фарфоровая плошка, накрытая стеклом, предотвращаю­щим слишком быстрое испарение жидкости, но не меша­ющим процессу чистки. Из зубочисток или расщепленных спичек изготовляется рамочка, связанная нитками, которая кладется на дно плошки. Рамочка служит для того, чтобы на нее можно было положить марку таким образом, чтобы своей обратной стороной она соприкаса­лась с жидкостью, которая получает таким образом воз­можность проникать сквозь бумагу.

Необходимо очень внимательно следить особенно за первой фазой процесса чистки: если мы заметим призна­ки окрашивания бумаги, то чистку следует немедленно прекратить, а марку высушить между двумя листками фильтровальной бумаги. Если же окрашивается жид­кость, а бумага марки не окрашивается, то марку ос­тавляем в вате до устранения или достаточного ослаб­ления жирового пятна. Само собой разумеется, что ок­рашенную жидкость дальше не используют, т. к. она уже не годится для чистки. Если оказывается необхо­димым повторить процесс, то это делается лишь после полного просушивания марки, т. к. в противном случае может быть повреждена бумага.

Чистку марок, напечатанных способом металлогра­фии, можно ускорить тем, что ватным тампоном, слабо смоченным в чистящем растворе, протереть (еще до по­мещения марки в ванну) замасленное место с целью удаления остатков вредного клея с поверхности. Разу­меется, что при этом не следует применять особых уси­лий, т. к. можно повредить марку. И в этом случае мы должны обратить внимание на горючесть и взрывоопасность применяемых чистящих средств и их паров. Поме­щение, в котором производится чистка, должно провет­риваться, курение и применение огня не допускается.

ЧИСТКА МАРОК, ИСПАЧКАННЫХ ЧЕРНИЛАМИ, ЧЕРНИЛЬНЫМ КАРАНДАШОМ ИЛИ ЦВЕТНОЙ ПОДКЛАДКОЙ ОТ КОНВЕРТОВ

Части в наши руки попадают марки, испачканные не почтовым, а фирменным штемпелем или чернильными и цветными карандашами. Нередко мы встречаемся так­же с марками, запачканными подкладками от конвертов. Коллекционеры сами иногда повинны в появлении таких загрязнений, когда неосторожно отмачивают мар­ки с конвертов. В таких случаях мы чаше всего имеем дело с анилиновыми красками, которые устраняются лишь с трудом, и приходится испробовать несколько способов, пока удается достичь хотя бы частичного успеха. Перечислим некоторые из этих способов, применяемые наиболее часто:

а) Приготовляется смесь из 9 частей чистого спирта и 1 части щавелевой кислоты. После полного растворения смеси она выливается в стеклянную или фарфоро­вую плошку, в которую помещается марка без предварительного размягчения бумаги в воде. Плошка при­крывается стеклом, чтобы жидкость не испарялась слиш­ком быстро. Процесс чистки продолжается не более 8-15 мин. После этого марка извлекается и промывается обычным способом в проточной и дистиллированной во­де. Лишь после полного высушивания марки процедуру можно повторить.

Если на марке остаются следы от чернильных каран­дашей в форме порошка графита или каолина, их следует устранить (с сухой марки) мягкой кисточкой или очень мягкой резинкой.

Если мы имеем дело с маркой, краска которой чув­ствительна к кислотам, то применяется только чистый спирт без щавелевой кислоты. Правда, в результате это­го процесс чистки значительно удлиняется или становит­ся менее действенным. Теоретически для чистки можно использовать и денатурированный спирт, но после такой ванны марка воспринимает запах этого спирта, который трудно устраним, из-за чего такой спирт не рекомендует­ся для филателистических целей. Кроме того, денатури­рованный спирт отрицательно воздействует на клей мар­ки, в то время как при использовании чистого спирта это не наблюдается.

б) В 20 частях дистиллированной воды растворяются примерно 3 части хлорной извести и 3 части кристалли­ческой соды. Раствор помещается в темный сосуд и пу­тем продолжительного встряхивания доводится до необходимого насыщения. Непосредственно перед процеду­рой в другой сосуд помещается второй раствор, приго­товленный из 3 частей дистиллированной воды и 1 час­ти щавелевой кислоты. Окончательную смесь готовят путем прибавления к 6 частям первого раствора 1 час­ти второго. Дальнейшая технология такая же, как и в пункте «а».

Учитывая, что отбеливающие свойства этой смеси до­статочно радикальны, необходимо при ее применении соблюдать большую осторожность. Нужно следить за тем, чтобы марки обрабатывались смесью по всей пло­щади, иначе могут возникнуть пятна различного от­тенка.

в) Из старой литературы известно еще одно хорошее средство для удаления чернильных пятен, пятен йода и т. п. Чистка производится в двух ваннах и двумя рас­творами, которые взаимно нейтрализуют друг друга.

Вследствие этого нельзя допускать, чтобы хотя бы капли одного раствора попадала в другой.

Первый раствор чистящего средства состоит из 1 части серной кислоты (концентрированной) и 100 частей дистиллированной воды, в которой было предварительно растворено при мерно 0,1 части марганцевокислого калия; второй раствор состоит из 10 частей сернокислого калия или сернокислого натрия и 1 части концентрированной серной кислоты, растворенных в 90 частях дис­тиллированной воды.

В первой ванне удаляется часть загрязнений, а мар­ка слегка окрашивается в коричневый цвет; продолжи­тельность промывки при этом в зависимости от необхо­димости составляет от 1 до 3 мин. После этого марку необходимо тщательно промыть от остатков химикалиев в проточной воде. Для того чтобы убедиться, достаточ­но ли хорошо промыта марка, ее необходимо поместить в дистиллированную воду, в которой растворено неболь­шое количество марганцовокислого калия, в результате чего вода окрасилась в слабый розовый цвет. Если после помещения в эту воду марки розовый цвет пропадает, то это значит, что марка промыта плохо и надо продол­жить промывку в проточной воде. Если же розовый цвет воды сохранится, то это означает, что марку можно поместитъ во вторую ванну,

Понятно, что после окончания процедуры во второй ванне марка промывается обычным способом в проточной, а затем в дистиллированной воде и просушивается между двумя листками фильтровальной бумаги. Оконча­тельная промывка марки при использовании данного метода должна продолжаться несколько дольше, чем обыч­но: в проточной воде марка промывается примерно два часа.

ЧИСТКА ПОЖЕЛТЕВШЕЙ БУМАГИ И УДАЛЕНИЕ ЖЕЛТЫХ ПЯТЕН

О том, что способствует пожелтению бумаги и появ­лению пятен мы уже говорили в главе о бумаге. Для чи­стки служит следующая смесь: в 300 частях дистилли­рованной воды растворяется 10 частей 30-процентной перекиси водорода и 1/2 части танина. Смесь хорошенько взбалтывается и подогревается до 35°С (лучше несколь­ко больше, чем меньше). В теплую ванну помещается марка и через одну-две минуты извлекается, после чего в ванну добавляется 1 часть нашатырного спирта для повышения щелочности раствора и марка снова помещается в ванну примерно на 1 мин, а затем промывает­ся уже описанным способом.

Для достижения хороших результатов, как правило, достаточно в общей сложности двух-трех минут. Если приходится иметь дело с более сложным случаем (напри­мер, с пятнами), то процедура может быть повторена, но лишь после полного высушивания марки, т, к. более про­должительное воздействие перекиси водорода наруша­ет целлюлозу, входящую а состав бумаги.

Эта же смесь пригодна н для оживления поблекших красок, которые после помещения в ванну приобретают первоначальный тон.

ОСВЕЖЕНИЕ КРАСОК НА МАРКАХ

Эта процедура необходима, прежде всего, для марок, краски которых подвергаются окислению, примером че­му могут служить обычно некоторые прусские марки, а также целый ряд других марок. В большинстве случаев достаточно поместить марку на короткое время в разбав­ленную перекись водорода. В более сложных случаях применяется рецепт, упомянутый в связи с освежением пожелтевшей бумаги.

УДАЛЕНИЕ ПОМАРОК ОТ ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ

Марки, снятые с вырезок, особенно с вырезок из со­проводительных извещений к посылкам, часто косят сле­ды пометок, сделанных цветными карандашами, грифе­лями и т. д. Очистка их может производиться скипидарным мылом, которое, однако, на некоторые краски не действует. В связи с этим рекомендуем следующее сред­ство: 5 частей чистого спирта смешиваются с 4 частями бензола и после тщательного перемешивания встряхива­нием добавляется 1 часть разбавленной щавелевой кис­лоты.

Все еще раз как следует перемешивается и поме­щается в пузырек с притертой пробкой, чтобы смесь не улетучивалась.

Марку, предназначенную к чистке, смачивают в воде, после чего немного просушивают между листками филь­тровальной бумаги и помещают в смесь. Результаты дол­жны появиться уже через 2-3 мин. После этого под проточной водой смывают остатки графита или красителя и марка промывается обычным способом, а затем просушивается. При необходимости процедуру можно пов­торить, но как и во всех остальных случаях лишь после полного высушивания марки.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

В Тверской суд передано дело антикваров Преображенских

News image

В ТВЕРСКОЙ СУД передано дело московских антикваров Татьяны и Игоря Преображенских, владельцев галереи «Русское искусство», об...

Усманов намерен передать коллекцию Ростроповича государ

News image

Предприниматель Алишер Усманов, который купил коллекцию русского искусства, принадлежавшую Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской, намерен пе...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Ювелирный дом Garrard

News image

1843 год считается самой главной датой в 250-летней истории Дома Гэррард . Именно в этом году молодая королева Виктория даровала компании титул ювелира королевского дв...

Исторические алмазы. «Дерианур».

News image

В течение длительного времени история алмаза «Дерианур» оставалась неизвестной. Предполагают, что так же как и «Орлов», он был найден в Коллурских копях и в дальнейшем ст...