antikvaram.ru Антиквариат
Главная Фарфор Музей фарфора


Музей фарфора

музей фарфора

В феврале 2001 г. Государственный Эрмитаж принял под свое управление уникальное историческое собрание музея Императорского фарфорового завода, расположенного на территории ОАО «ИФЗ» по адресу: проспект Обуховской обороны, 151.

Заводской музей был основан в 1844 году по распоряжению Николая I как хранилище образцов, достойных изучения и копирования. Он возник гораздо раньше таких знаменитых хранилищ произведений искусства, как Третьяковская галерея и Русский музей. В музее сформировалась единственная в мире уникальная коллекция, отражающая почти 260 летнюю историю первого фарфорового завода России. Она насчитывает более 30 тысяч экспонатов. Это фарфор и стекло Императорских заводов, вещи советского периода, изделия известных европейских мануфактур и русских частных заводов, образцы японского и китайского фарфора. Здесь представлены исторические и культурные ценности, аналогов которым нет ни в одном музее мира. В библиотеке музея, основанной во второй половине ХIХ века собраны редчайшие книги по фарфору и искусству, эскизы и рисунки художников с мировым именем.

С последней четверти ХIХ века по личному распоряжению императора Александра III все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах, один из которых оставался в музее. Эта традиция регулярного пополнения музея была сохранена и в советский период, начиная с фарфора 20-х годов до последнего десятилетия ХХ века. Дважды коллекция музея покидала стены завода: с осени 1917 - до осени 1918 года в целях сохранности ее вывозили в Петрозаводск, и в годы войны и Ленинградской блокады экспонаты были эвакуированы на Урал, в Ирбит.

После окончания войны в Москве было принято решение о передаче фондов заводской коллекции фарфора в Русский музей. Ведущим художникам завода во главе с Н.М. Суетиным при поддержке известных деятелей культуры удалось сохранить коллекцию на ИФЗ. Большую помощь в решении этого вопроса оказала знаменитый скульптор В.И. Мухина. Уже тогда было доказано, что собрание заводского музея, являясь национальным достоянием Отечества, не может существовать вне стен завода, где музей был основан, и благодаря которому постоянно пополнялся. На протяжении полутора веков музей был школой высочайшего мастерства, благодатным источником творческого вдохновения художников нескольких поколений, связующим звеном между прошлым и будущим искусства русского художественного фарфора. На базе музейной коллекции формировались многочисленные отечественные и зарубежные выставки, устраивались персональные выставки ведущих художников. По решению Министерства культуры фарфор из коллекции заводского музея экспонировался на выставках в Англии, Австрии, Швейцарии, Японии, Германии, Бельгии и др.

В книге Почетных гостей завода, и в первую очередь музея, оставили свои автографы члены императорской семьи, Казимир Малевич, Луначарский, Горький, Шаляпин, Есенин, Маяковский и Лиля Брик, Мейерхольд и Зинаида Райх, министр культуры СССР Е.Фурцева и первая женщина-космонавт В. Терешкова, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев и первый мэр Петербурга А. Собчак – этот перечень можно продолжать и продолжать…

Императорский фарфоровый завод с его музеем – это уникальное место,где создается и хранится материализованная в фарфоре история и культура России на протяжении почти трех веков.

На рубеже 2000 года приватизированный завод оказался в руках американских фондов и вновь остро возник вопрос о местонахождении и сохранности уникального музейного собрания, которое не подлежало приватизации и оставалось государственной собственностью. Уже было принято постановление бывшего губернатора города о передаче музейной коллекции Русскому музею с экспонированием ее в залах Строгановского дворца. В защиту сохранения коллекции на ее историческом месте вступился директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский, который прекрасно понимал, что разрушение этой связи может привести к необратимой потере традиций. Высочайший авторитет «музейщика» мирового уровня и предложение Михаила Борисовича взять заводской музей под патронат Государственного Эрмитажа, оставив его в стенах завода, сыграли решающую роль при рассмотрении вопроса в Министерстве культуре РФ.

В начале 2003 года на базе музейной коллекции и в стенах ИФЗ создается новый отдел ГЭ «Музей фарфорового завода». К этому времени на заводе сменился собственник, и владельцами завода стала семья Г. и Н. Цветковых.

Ими принимается решение о финансировании реконструкции помещений музея и входной группы с созданием нового магазина и галереи современного фарфора. 22 декабря состоялось новое рождение Музея фарфорового завода, как отдела Государственного Эрмитажа. А это значит, впервые за сто лет музей стал открытым и доступным для всех желающих.

Первый фарфор России

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекция автомобилей Леонида Брежнева

News image

Фантазия человеческая поистине безгранична. Во все времена люди коллекционировали самые разнообразные предметы, от спичечных коробков и ...

Нью-Джерси: основатель KB Toy выставил на аукцион свою

News image

Одна из самых обширных коллекций двигающихся игрушек была выставлена на аукционе в Нью-Джерси. Основатель KB Toy До...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Исторические алмазы. «Питт», или «Регент».

News image

Великолепный камень, одинаково хорошо известный под названием «Питт», и под названием «Регент», был найден в 1701 году в знаменитых алмазных копях Партпаля, на Кистине, примерно в ...

Антикварная брошь в магазинах Москвы

News image

Как произведения ювелирного искусства, антикварные броши своего апогея достигают в середине 17 века. Этот период в истории развития броши можно назвать бриллиантовым, поскольку именно тогда...