ФОТОН - вторая советская камера одноступенчатого процесса. Как на мой вкус - пластиковый ФОТОН - шаг назад, по отношению к добротному металлическому МОМЕНТУ. В классической книге Русские и советские камеры , автор Jean Loup Princelle, упоминается 4 модели данной камеры: ФОТОН , ФОТОН - М , ФОТОН - 2 и ФОТОН - 3 . Всех четырех мне собрать не удалось.
ФотоСнайпер ГОИ №1585 Подозреваю, что в таком количестве эти камеры выпущены не были. Может быть была продолжена нумерация камер ВООМП, производства того же ГОИ? В любом случае замечательно, что уже до войны, в 1937 году, сподобились изготовить такую прекрасную камеру. Поверьте мне на слово, что сидит в руках, как влитая. Корпус камеры - ФЭД. Крепление камеры, как у приставных кассет - одно нажатие кнопки и камера отстегнута. Нажатие на курок поднимает зеркало и спускает затвор. Выпускались эти камеры двух цветов: черного и защитно-зеленого. В конце войны партию идентичных камер выпустил Красногорский Механический завод. Маркированы они были, кроме номера камеры, Серпом&Молотом, звездой, красногорским гробиком и годом выпуска.
В Эстонии, в городе Нымме, на улице Валдеку, 29а жил молодой человек Вальтер Цапп. В то время самые передовые достижения Эстонии были в области оптики, поэтому не удивительно, что Вальтер увлекся фотографией. В 1930-х годах ему пришла в голову идея новой миниатюрной фотокамеры, которой нет еще на свете. Парень он был толковый, но в одиночку не пробьешься, поэтому он сколотил творческий коллектив. В него вошли часовщик (точный механик) Ханс Эпнер, оптик Карл Индус. Текущие расходы согласился покрывать их приятель Рихард Юргенс. И к августу 1936 года создали-таки новый аппарат. Поскольку он был совершенно новый, то и название ему нужно было дать соответствующее. С этим справился приятель Цаппа - фотограф Николай Нюландер. Он-то и назвал его Минокс . Затем стали искать фабрику, которая внедрила бы аппарат. Рихард Юргенс обратился к немецкой фирме Агфа . И был отвергнут. Тогда Рихард вспомнил о своем друге - начальнике эстонского филиала рижского завода ВЭФ. Старая дружба не ржавеет - и вскоре из Риги пришло приглашение показать новшество. Цапп и Юргенс прибыли в Ригу и встретили там весьма радушный прием. Правда, рижане не скрывали некоторых сомнений - мол, не отретушированы ли снимки? И тогда директор ВЭФа Теодор Витолс предложил прямо на месте сделать новые снимки. Они всех убедили, и 6 октября 1936 года был составлен договор. Пока уточняли его детали и подписывали окончательный текст, директор Агфы передумал и по телеграфу прислал авторам приглашение в Берлин. Но было уже поздно. (Интересно, как сложилась бы судьба изобретения, если бы он сразу отреагировал положительно?) В ноябре 1936 года Вальтер Цапп переехал в Ригу и стал главным конструктором специально созданной на ВЭФе группы. Там были внесены последние усовершенствования, и в апреле 1938 года камера была запущена в серию, как раз к 100-летнему юбилею фотографии. ВЭФ уже стал подумывать о постройке специального завода, но тут началась война. И 1 июля 1941 года немцы захватили Ригу. На складах ВЭФа они обнаружили множество готовых фотоаппаратов. Рейхсмаршал Геринг стал выдавать Миноксы в качестве бесплатного и почетного приложения всем кавалерам Рыцарского креста. Изобретатель Цапп не дождался этого, он уже в марте 1941 года удрал в Германию. Финансист Юргенс сделал то же самое, но позже - в 1945 году. Там приятели, естественно, встретились и основали компанию Мinox Gmbh wetzlar . За два года они существенно улучшили характеристики аппарата. К тому времени фотокамер было выпущено уже около 3,6 миллиона штук. Теперь же массовую серию производили более тысячи рабочих. Предприятие разрослось. И тут интересы изобретателя Цаппа и бизнесмена Юргенса столкнулись. Финансист организовал новое правление фирмы, и автора идеи оттуда попросту выпихнули. Смертельно оскорбленный Вальтер Цапп уехал в Швейцарию, где стал свободным художником (конструктором). 4 сентября1997 года ему исполнилось 95 лет. Теперь идея Цаппа принадлежит концерну Лейка , который продолжает выпускать все новые модификации легендарного фотоаппарата. История Минокса увлекательна и поучительна.
Стереокомплекты к камерам Киев и Зоркий. Оба 1957 года. Незначительные отличия: Зоркий - специальный видоискатель, Киев - приставная рамка к видоискателю камеры. Различна конструкция стереоскопов - один настольный, а второй ручной. В сумочке стереонасадки для Зоркого предусмотрено также место для камеры и видоискателя.