antikvaram.ru Антиквариат
Главная Подделки Подделка картин



Подделка картин

подделка картин

Подделка картин, как имитация живописного стиля и сюжета произведения известного мастера для обогащения, существовала всегда. По оценкам экспертов, объем средств, ежегодно выручаемый от продажи фальшивок в России, составляет от 8 до 50% от общего объема сделок с живописными полотнами, оцениваемый в $200 - 700 млн.

Фальсификация живописных полотен мастеров - бизнес для многих: изготовителей, дилеров, покупателей, полиции, страховых агентств.

Проблема фальшивок, особенно их изготовления, по-настоящему остро встала во второй половине XX в., когда появились новые физико-химические методы определения подлинности. В 1965 г. выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, - просто фальшивка. В 1976-м - что в музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою карьеру Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке гуляет три тысячи. В музее Метрополитен из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только 18, действительно, древние. И это в авторитетнейших музеях мира. Что же говорить о частных коллекциях!

В 1996 г. разоблаченный изготовитель подделок Эрик Хебборн опубликовал книгу Учебник фальсификатора (The Art Forgers Handbook) - руководство по изготовлению подделок. Сам Хебборн за 40 лет работы (1950-1996) оставил в наследство своим современникам тысячи рисунков, признанных экспертами в качестве ранее неизвестных произведений Брейгеля, Пиранези, Ван Дейка. Он выполнял их на бумаге, извлеченной из старинных книг той эпохи, грунтовку и краски изготовлял из тех же материалов, которые использовали настоящие авторы. Некоторые из них купил музей Пола Гетти в Малибу, США. Вскоре после выхода книги Хебборн (в возрасте 61 года) был найден с проломленным черепом на одной из улиц Рима. Трудно сейчас понять, чего же все-таки ему не простили: изготовления фальшивок или честного рассказа о тайнах профессии.

В историю искусства Хан Антониус Ван Меегерен (1889-1947) вошел как самый блестящий фальсификатор. Автор самой крупной живописной подделки всех времен - Христос в Эммаусе Вермеера Дельфтского. В начале века, когда весь мир сходил с ума от недавно еще напрочь забытого Вермеера, он начал создавать картины в духе великого голландца. Специалисты не могли отличить их от подлинных полотен, музеи покупали их за огромные деньги и выставляли как крупнейшее приобретение века. Когда же обман раскрылся (а ван Мегерен работал и как подлинный Питер де Хох, и как многие другие мастера XVII века), гнев профессиональной клоаки был страшен. Как, он посягнул на самое святое - на подлинность искусства? Но ван Мегерен и впрямь поставил перед человечеством такую проблему: как относиться к гениям, если потомки могут подражать им, сохраняя при этом дух гениальности? В поисках ответа в Роттердаме открыли сейчас выставку самого ван Мегерена (до 2 июня 1996). Более ста работ художника (в основном рисунки и акварели) доказывают, что он и сам обладал оригинальным даром. Только вот характер был очень нервический: в атмосфере всеобщего восторга перед старыми мастерами он посвятил свой талант борьбе со старыми мифами, а не созданию новых.

Сегодня одним из крупнейших в мире рынков незаконной торговли подделками изобразительного искусства является Лондон. По сведениям газеты The Times, большая часть таких «произведений» изготавливается в России, Польше, Словакии и Чехии. Кроме того, среди вращающихся на мировом рынке подделок несколько тысяч имеют американское происхождение.

Специалист Третьяковской галереи, заслуживший звание лучшего эксперта Европы, Владимир Петров считает, что сегодня в Петербурге существует «школа» художников-фальсификаторов, окончивших Академию художеств, которые поставляют на рынок подделки. Эти художники пользуются современными компьютерными методами, а с помощью специальных лаков добиваются старения.

Качественные подделки также приходят и из-за границы - из Германии, Франции, - где их, по мнению Владимира Петрова, рисуют наши эмигранты. Особенно часто подделывают Беггрова, Горбатова, Похитонова, Коровина. Еще большее число подделок в наше время связано с авангардом.

Как подделать картину

При подделке старинной картины ее специально делают более ветхой. Процесс этот сложный. Важно подобрать старый подрамник и холст, состав красок. Чтобы получить чистый антикварный холст для создания копии, на старые холсты (малоизвестные картины) воздействуют высокой температурой, затем очищают их от краски. Одна из заключительных операций - изделие помещают в печь, коптят и сушат при определенной температуре. Поверхность картины делается темной, покрывается паутинкой трещинок-кракелюров.

При подделке картин XVII в. используются специально приготовленные краски, фенолформальдегид и естественные масла.

При подделке картин XIX в. можно обойтись без лишних сложностей. Здесь фальсификаторы чаще используют современные компьютерные методы печати на холсте, а с помощью специальных французских лаков добиваются старения, так как лаковое покрытие дает трещины уже через несколько дней после нанесения.

Хан Антониус Ван Меегерен придумал свой хитроумный способ. Меегерена мучил вопрос: как добиться того, чтобы холст и подрамник были подлинными? Довольно легко найти у антиквара картину XVII века, не представляющую художественной ценности. Нужно очистить несколько слоев живописи, не повредив подмалевок. Это очень сложная операция. При написании картины нельзя пользоваться веществами, которые вошли в обиход позднее эпохи великого мастера Вермеера. Это можно установить с помощью химического анализа. Ван Меегерен научился сам приготовлять краски, нашел поставщиков других редких веществ. Однако самой главной проблемой был кракелюр. Именно на этом и удавалось разоблачить большинство подделок. Масляная живопись сохнет очень медленно. Для полного высыхания требуется по меньшей мере полвека. Позднее появляются кракелюры - трещины на картине, со временем они множатся. Гениальная мысль Меегерена заключалась в том, чтобы, очистив прежнее изображение, писать новое, тщательно сохраняя каждую трещинку первоначальной подмалевки. Для того чтобы добиться надлежащего затвердения красок, после долгих поисков художник решил обратиться к последним достижениям современной химии. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель.

На протяжении веков на поверхности картины накапливается пыль, которая въедается в малейшие трещинки живописи. Ван Меегерен находит гениальное решение. После того как высохнет слой лака на картине, он покрывает все полотно тонким слоем китайской туши. Тушь просочится в трещины, заполненные лаком, затем художнику остается лишь смыть китайскую тушь и лак с помощью скипидара, а тушь, проникшая в трещины, остается и создает видимость въевшейся пыли. Наконец художник покрывает картину еще одним слоем лака сверху.

Еще один из способов подделки - раскрутка вымышленного художника с экзотической биографией, которому приписываются собственные произведения. Этим путем в 70-е годы пошла австралийка с забавным именем Элизабет Дурак, выпускница художественной школы. За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Несмотря на фамилию, миссис Дурак четко уловила веяние времени - моду на наивное искусство и всяческое этно . Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить Бурропа, - нанятый ею абориген оказался алкоголиком и не смог даже вывести на бумаге ровную линию.

Элизабет отделалась символическим наказанием, ведь благодаря ей во всем мире вырос интерес к искусству аборигенов и к Австралии как таковой.

В 60-е годы фабрикацию подделок наладил предприимчивый француз Фернан Легрос, бывший артист балета. На него работали талантливые художники Реал Лессарт и Элмер де Хори: первый штамповал работы старых мастеров, второй - современных знаменитостей. Легрос использовал новаторский прием: ввозя картины в Америку, он просил таможню удостоверить их подлинность, после чего продавал их богатым коллекционерам с официального одобрения правительства США. Другим новшеством стало джентльменское соглашение с рядом художников, которые за умеренную плату подписывали своим именем фальшивые полотна. Легрос погорел в 1967 году, когда Марк Шагал признал поддельной одну из своих картин, выставленных в нью-йоркской галерее. Получив несколько лет с конфискацией имущества, злополучный фальсификатор провел остаток жизни в нищете и умер от рака горла.

Кого подделывают чаще

Казимира Малевича и других художников русского авангарда имитируют так часто, что на Западе их картины перестали брать на аукционы.

Половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, - это подделки, но они пользуются таким успехом, что их все равно покупают, но по более низким ценам. Известно, что сам художник числил за собой шесть тысяч работ, тогда как на сегодняшний день официально признаны подлинными 60 тысяч его картин.

Иконы. По мнению специалистов, икон, созданных до двенадцатого века, - единицы, и все они в музеях. Поэтому не верьте ни одному коллекционеру, если он говорит, что у него шикарная коллекция ранних икон.

Также часто подделывают Сальвадора Дали, Винсента ван Гога, Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Сезанна, Франца Марка, Густава Климта и Поль Гогена. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Законный рынок подделок

В Сан-Себастьяне открылась выставка 150 узаконенных подделок известных шедевров . На ней представлены произведения знаменитых живописцев, выполненные лицензированными художниками-фальсификаторами. История легальных подделок восходит к 1984 году, когда итальянский архитектор и коллекционер Джузеппе Сальцано приобрел на аукционе картину Джордже Де Кирико Площадь Италии , которая оказалась подделкой. Сальцано был настолько поражен мастерством художника-фальсификатора, что долго разыскивал его и нашел. Им оказался 75-летний Антонио Маззиз, который рассказал коллекционеру, что вынужден подделывать полотна мастеров, так как не знает иного способа заработать на жизнь. Сальцано устроил выставку подделок Маззиза. которая имела огромный успех. Затем коллекционер создал галерею Питти Арте . на которую сейчас работают 48 художников. Министерство культуры Италии выдает этим работам соответствующие сертификаты. А покупатели этих произведений получают гарантию, что эти полотна являются уникальными работами, уважающими манеру и технику оригинала и следующими им . Среди клиентов галереи Питти Арте были, в частности, принцесса Диана, Фрэнк Синатра, Арнольд Шварценеггер, Антонио Бандерас.

На выставке в Сан-Себастьяне экспонируются подделки Мадонны Рафаэля, Подсолнухов Ван Гога, портретов Веласкеса, Весны Боттичелли, Балерин Дега, Бульвара Монпарнас Писарро и др. Картины стоят от 1 до 30 тысяч евро.

Из истории подделок

В 1506 году Альбрехт Дюрер судился с неким Марко Антонио Раймонди, подделавшим 990 его гравюр...

Папа Римский Климент VIII, желая сделать в начале 1520-х годов приятное всесильному маркграфу мантуанскому Федерико Гонзага, посулил ему в подарок картину Рафаэля. Но расставаться с шедевром было святейшему отцу нестерпимо жалко. Тогда он заказал художнику Андреа дель Сарто копию полотна. Разумеется, выдав ее за подлинник...

Молодой Микеланджело, будучи еще никому не известным скульптором, создал статуэтку Купидона, совершенно не отличимую от древнегреческих мраморов. Вещь была представлена настоящим антиком и продана римскому кардиналу Рафаэлю Риарио за баснословные по тому времени деньги - 200 дукатов...

В начале XX века семейство итальянских ремесленников Риккарди из Орвьето зарабатывало на жизнь подделками этрусских ваз для римских антикварных лавок. Войдя во вкус, Риккарди - два брата и пятеро их сыновей - решили действовать более масштабно и в 1908 году продали Британскому музею этрусскую бронзовую колесницу. Начиная с 1913 года, они продали нью-йоркскому музею Метрополитен сначала глиняную статую этрусского воина, потом две такие же статуи побольше - всего на 70 тысяч долларов. В этой работе мошенникам помогал скульптор Альфредо Фиораванти. Сорок лет три воина украшали музей, пока не были найдены подлинные этрусские статуи, не похожие на изделия Риккарди. Однако американцы не желали признавать свой промах, пока сам Фиораванти в 1960 году не рассказал все журналистам. В доказательство своих слов он предъявил сувенир -  палец, недостающий на руке одного из воинов.

Совершенно особый подлог был совершен в конце 70-х годов XX века, когда великий скандалист Сальвадор Дали заболел болезнью Паркинсона и не мог уже держать кисть, но картины и рисунки с его подписью продолжали появляться с завидной частотой. Их автором был молодой - испанский художник Мануэль Пухоль Баладас, которого привлекла к этой работе Гала, верная спутница Дали. За три года Пухоль создал около 400 акварелей, рисунков, литографий, две сотни полотен маслом. Только после смерти Дали, он признал свое участие в творчестве маэстро. По слухам, другие новомодные художники тоже активно пользуются услугами молодых талантливых художников. Но ни Фемида, ни общественное мнение пока не решили, стоит ли в этой ситуации говорить о подделке.

Наиболее курьезной подделкой можно считать картину «Подсолнухи» Винсента Ван Гога. Картина знаменитого голландца «Подсолнухи», проданная почти за $40 млн на аукционе Кристис, оказалась подделкой по результатам экспертизы итальянских искусствоведов. В своих выводах эксперты опирались на переписку Ван Гога с Гогеном и другими знакомыми. Дело в том, что в период с 1888 по 1989 г. Ван Гог создал несколько вариантов этой картины (по последним данным - 10). После скрупулезного изучения писем ученые пришли к заключению, что среди вангоговских полотен этого варианта «Подсолнухов» нет.

Гоген несколько раз писал Ван Гогу, что ему очень нравятся его «Подсолнухи» и что он хотел бы созерцать их у себя в мастерской. Через какое-то время он уговорил мастера дать ему на время одну из картин якобы для наслаждения цветовой гаммой произведения. Вскоре картина была возвращена автору. Через год после смерти Ван Гога «всплыла» еще одна версия его «Подсолнухов», до этого никому не известная. В тот момент картина находилась у Клода-Эмиля Шаффенекера, друга Гогена. Если учесть, что Шаффенекер, как оказалось позднее, продавал подделки картин великого художника, то вырисовывается интересная ситуация. Эксперты предположили, что исследованный ими вариант «Подсолнухов» сделал с оригинала Гоген.

Cтоит отметить, что на самом деле владельцы «Подсолнухов», чьей бы кисти не принадлежала картина, практически ничего не потеряли, поскольку произведения Поля Гогена стоят не намного меньше...

Фрески в Шлезвиге

Мировая живопись может похвастаться впечатляющей историей подделок. Случались такие вещи во все времена и во всех странах. И одна из наиболее забавных мистификаций приключилась полвека назад в Германии.

Разоблачающие фальсификаторов судебные процессы, как известно, не редкость. Причем стоит начаться любому из них, сми обязательно сообщают дежурную, хотя уже и далеко не свежую сенсацию: «75 миллионов липовых шедевров циркулируют по Европе, и, согласно прогнозам специалистов, их число будет с каждым годом увеличиваться!»

Вот ведь каких высот достигли фальсификаторы, мистификаторы и прочие авантюристы от искусства! Но вряд ли они смогли бы проворачивать свои аферы так легко, если бы за их спиной не было хороших «учителей», подготовивших для того почву...

Зажигательные бомбы, сброшенные на Любек, совершили, как писали в газетах, чудесное очищение. Причинив серьезные повреждения церкви Святой Марии, они в то же время явили миру прекрасные фрески, долгие столетия скрытые под наслоениями красок! 2 сентября 1951 года западногерманская публика ликовала. Наконец открывается для посещения Мариенкирхе в Любеке, разрушенная в годы Второй мировой войны.

Искусствоведы датировали эти росписи XIII веком. И у каждого, кому дорого национальное искусство, сердце кровью обливалось при виде того, как бесценная старинная живопись, находясь в оставшейся без крыши церкви, страдает от дождя, ветра, снега и прочих природных явлений.

Из-за отсутствия финансирования ремонт пришлось отложить до 1948 года. Но когда деньги нашлись и западногерманская Ассоциация охраны памятников древности получила необходимую сумму, перед ней встал не менее важный вопрос: кому поручить реставрацию? Обсуждение кандидатур заняло несколько месяцев. Но едва было названо имя Дитриха Фея, общественность выразила откровенное недоумение. Как! Герр Фей, разумеется, живописец талантливый и известный, но ведь и года не минуло после скандала, связанного с его именем! Разве можно подпускать к национальному достоянию человека, который подозревался в хищениях музейных экспонатов?!

Но решение Ассоциации изменено не было. Воровство Фея, сколько бы о нем ни сплетничали, осталось бездоказательным. Так зачем попусту сотрясать воздух, если более достойной кандидатуры все  равно не найти?

Дитриху Фею уже приходилось работать с памятниками XIII века. Еще в 1930-е годы именно он совместно с другом Лотаром Мальскатом и со своим отцом, тоже художником, реставрировал знаменитый собор в Шлезвиге. Чего стоил один только живописный фриз, восстановленный ими из руин! Фриз, состоящий из восьми медальонов, действительно был великолепен. Правда, с ним связывали некую не слишком красивую историю, за 20 прошедших лет уже, конечно, подзабытую, но все-таки...

Тогда, в 1930-х, фашистские средства массовой информации посвятили шлезвигскому собору немало газетных полос и радиоэфирного времени. Еще бы! Реставраторам удалось сделать сенсационное открытие, переворачивающее историю и перечеркивающее заблуждения, следствием которых явилась недооценка роли арийской расы в мировой культуре.

Искусствоведы, изучавшие росписи в Шлезвиге, обратили внимание на медальоны фриза: на них были изображены не только традиционные для европейской живописи лисы, но и индюки - птицы, по расхожему мнению, появившиеся в Европе после открытия Америки!

Скандал уже готов был разгореться: в СМИ начали появляться намеки на подделку, слишком беспардонную, чтобы остаться безнаказанной. Однако герр Фей-старший, художник заслуженный и авторитетный, опроверг все эти инсинуации, выдвинув теорию, очень удобную для наци. Согласно его мнению, заокеанский континент был открыт задолго до Колумба. Причем не кем-нибудь, а праотцами германцев, викингами! Те, будучи прославленными мореходами, вполне могли достичь Америки еще в XIII веке! (А вдруг, возвращаясь и имея на борту достаточные продовольственные запасы, они привезли на Европейский континент несколько недоеденных в дороге индейских птиц?) А это и является лучшим доказательством превосходства арийской расы над другими!.. Так что пусть художник Олберс, реставрировавший Шлезвигский собор в 1888-м, сколько угодно утверждает, будто медальоны уже в XIX веке не подлежали восстановлению, крошась при малейшем прикосновении кисточки! Старик просто выжил из ума!

Конфликт тогда угас сам собою. Мир, занятый приготовлениями к войне, быстро переключился на более животрепещущие сенсации. Поэтому 20 лет спустя Дитрих Фей, пригласив в помощники своего постоянного компаньона Лотара Мальската, приступил к реставрации Мариенкирхе.

С Мальскатом тоже, правда, была связана неоднозначная ситуация. Поговаривали, будто с целью обогащения он подделал и продал никак не меньше 600 картин - от Рембрандта до Шагала. И что г-н Фей помогал ему в этом по мере сил... А однажды, мол, фальсификаторов поймали за руку... Но все эти слухи Ассоциация охраны памятников древности во внимание не приняла.

Курьезные случаи

Иногда кажется, настоящие знатоки и ценители искусства просто-таки ждут, чтобы их обманули, Пример того - дело художника-графика и известного эксперта Валерия Дудакова.

Лет 30 назад этот мастер написал абстрактную композицию а-ля Любовь Попова. Не для корысти написал и не ради мистификации, а элементарно в подарок приятелю. Спустя лет пять ему же, Валерию Дудакову, принесли для экспертизы и оценки подлинную Попову им же собственноручно сделанную! Возмутившись до глубины души, автор раскрыл клиенту глаза на действительное положение вещей, Тот начал возмущаться, обещая стереть в порошок продавца.

Эксперт, рассказав друзьям о произошедшем с ним анекдоте, вскоре забыл о нем и думать. Однако история на этом не закончилась. В апреле 1989-го на аукционе Сотбис была выставлена «Композиция» со стартовой ценой $22,5 тыс. Узнав в ней свое творение, Дудаков бросился к аукционистам, чтобы назвать им имя настоящего автора работы. Но убедительные аргументы не произвели на служащих Сотбис ни малейшего впечатления. Попова ушла с молотка за $30 тыс.

Грандиозный скандал в мире искусства, который и привел к аресту нью-йоркских галеристов, разразился в мае 2000 года, когда аукционные дома Сотби и Кристи опубликовали свои весенние каталоги выставляемых на продажу произведений современного искусства. Неожиданно оказалось, что оба дома предлагают потенциальным покупателям одну и ту же картину - Вазу с цветами Поля Гогена.

Каждый дом был уверен в том, что выставляет оригинал, поскольку все сопроводительные документы на эти полотна у людей, пожелавших продать работу Гогена с аукциона, были в полном порядке. Обе картины немедленно отвезли в Париж на экспертизу к лучшему знатоку творчества Гогена Сильвии Круссар. Она сравнила две Вазы с цветами и тут же отметила, что картина, предлагаемая на аукционе Кристи, является подделкой.

Но это лучшая подделка, которую я видела в своей жизни, - призналась Круссар опечаленным представителям Кристи, которые срочно отозвали из печати весенний каталог и сообщили недобрую весть владельцам оказавшегося подделкой полотна. Хозяева токийской галереи Muse были просто шокированы.

КУРЬЕЗ НА АУКЦИОНЕ В ТОКИО. Суббота, 08.02.2003

Эксперты сразу не узнали картину знаменитого Ван Гога и оценили ее всего в 87 долларов. Эта работа кисти великого мастера известна под названием Голова крестьянки. Левый профиль .

Долгое время картина находилась в частной коллекции японского художника, и после его смерти была выставлена на продажу как работа неизвестного автора. И лишь перед самым началом аукциона выяснилось, что ее написал сам Ван Гог. В итоге картина была продана за полмиллиона долларов, что превысило сумму первоначальной оценки более чем в шесть тысяч раз.

19.01.09 Lenta.Ru

Индийский живописец Сайед Хадер Раза (Sayed Haider Raza, SH Raza), открывая собственную выставку в Дели, обнаружил среди картин подделки. Владельцы галереи Dhoomimal Art Gallery объяснили, что эти работы были предоставлены им племянником художника, и поэтому они не ставили под сомнение их подлинность. Только две картины из тридцати с лишним оказавшихся на выставке принадлежали самой галерее. О курьезе сообщает BBC News.

Писатель Ашок Ваджпайи (Ashok Vajpayee), сопровождавший художника на выставке, в интервью индийской газете Mail Today сказал, что оказавшиеся в экспозиции картины не похожи на живопись Раза: Когда делают копию с оригинала, то сохраняют стиль художника. Но если создают нечто свое собственное и выдают за чужое, то это называется подлинной подделкой .

86-летний Раза огорчен произошедшим и обратился с письмом в Mail Today. Последнее чего бы мне хотелось в моем возрасте, это открыть выставку собственных подделок , - говорится в его послании.

Раза с 1950 года живет в Париже, но часто бывает в Индии, где учредил специальный фонд для поддержки молодых художников. Его картины выставлялись по всему миру.

Подделки как эталон спроса

Во времена культа античности в Италии с легкой руки Джорджио Вазари появился любопытный анекдот о «Спящем Амуре» Микеланджело. Одному из покровителей молодого Буонарроти пришла в голову мысль о том, что скульптуру можно было бы выдать за античное произведение, если обработать ее поверхность соответствующим образом.

Джоржио Вазари, рассказывая о скульптуре Микеланджело, выданной за античный подлинник, не сообщает, занимался ли «состариванием» вещи сам великий мастер или это сделал кто-то из его добровольных помощников-предпринимателей. Известно лишь, что Бальтасар дель Миланезе продал «Спящего Амура» кардиналу Рафаэлю Риарио из Сан-Джорджо в Риме как «античный шедевр» за 200 дукатов. Время и обстоятельства расставили все по своим местам. Ценители искусства, знакомые с творчеством Микеланджело, открыли кардиналу тайну происхождения мраморного младенца, и возмущенный владелец вернул «подделку» торговцу, даже не задумываясь о подлинной ценности изделия великого мастера. Тот же Дж. Вазари поведал об «античных» произведениях флорентийца Пьетро Марии Сербальди делла Пешиа по прозвищу Тальякарне и его друге Маркантонио Микиеле, занимавшемся сбытом фальшивок.

В двусмысленные ситуации с подделками попадали и другие известные скульпторы, считавшие себя специалистами по классическому искусству античности. Подобную наивность проявил скульптор Торвальдсен. Его собственные произведения в традициях императорского Рима украшают многие музеи мира, но репутация датского художника как знатока и эксперта давно стала примером ограниченности. Торвальдсен, как и другой признанный скульптор, Канова, исходил из того, что все созданное в Древнем Риме на основе греческих подлинников - это высшие образцы искусства. Будучи блестящими интерпретаторами античных мифов, Торвальдсен и Канова просто не допускали мысли, что их современники, посредственные художники, могут выполнить подделки под античность, которые опытный взгляд не отличит от подлинных антиков. А между тем неаполитанский скульптор Винченцо Монти так убедительно делал «античные» рельефы, что Торвальдсен уверенно свидетельствовал их подлинность перед графом Ингейхаймом, затем перед собирателем Додвеллом, графом Шенбергом, коллекционером античной скульптуры Диснеем. Холодность, академичность, завершенность ценились в то время превыше всего. Работы Монти точно выражали представления современников об античности, и лишь историки-археологи, не зависящие от вкусов той эпохи и способные соотнести сюжет с его воплощением, смогли разрушить легенду вокруг модного имени.

В 1826 году в итальянской провинции Перудже был найден рельеф с множеством фигур, который торговец антиквариатом показал Торвальдсену и Канове. Объект был признан подлинным и поступил в частную коллекцию в Англии, а затем в Музей Фицуильяма в Кембридже. Торговец и эксперты считали, что на рельефе показан эпизод Троянской войны, ни разу до того не встреченный в памятниках античного изобразительного искусства: композиция из пяти человек, возглавляемая воином, который гневно указывал на закутанную фигуру удаляющегося человека. Было высказано предположение, что художник изобразил жреца Аполлона Хриса, который пытался разжалобить воинственного греческого вождя Агамемнона, но был изгнан. Рядом с вождем - греческие герои Троянской войны: Аякс со сложенными на груди руками, Одиссей с луком и щитом, обнаженный Патрокл и изображенный со спины Ахилл. Подробное описание фигур и деталей, выявило, однако, ряд несоответствий. На Агамемноне пластинчатый панцирь и плащ через плечо, соответствующий одеянию римских полководцев. Греческие воины изображены в шлемах с пышными султанами и ремнями на подбородках, которые появились позже. К римскому вооружению относились и овальные щиты с характерным рисунком. Автор по неизвестной прихоти изваял Агамемнона без бороды, что совершенно не вязалось с каноном. Кроме того, вместе с луком обязательно изображался и колчан со стрелами, а щиту непременно сопутствовали меч и копье. На якобы античном рельефе нет ни колчана, ни меча, ни копья. Ряд чисто художественных приемов также свидетельствовал о более позднем времени создания работы. Плоские фигуры, рамка вокруг сцены - все делало рельеф похожим на картину. Ровная, невыразительная обработка поверхности фигур больше всего напоминала приемы мастеров, обучавшихся на античных образцах.

Скульптор Монти, хорошо изучивший общественные вкусы, заимствовал из позднеаттических произведений детали, предлагая обществу то, что оно желало видеть. К подделкам мастерской Монти многие специалисты относят и рельеф из Эрмитажа - «Три парки», выполненный тонко, пластично, даже благородно. Исследование деталей фигур - прядущей нить жизни Клото, держащей небесную сферу Лахесис и Атропос без обычных атрибутов - говорит о том, что автор представил типичную сцену на античный сюжет. Складки ткани местами расположены по античной схеме, но им приданы изящество, плавность, даже элегантность, что всегда привлекало мастеров классицизма, но мало соответствовало традициям античности. Автор допустил и существенную ошибку: ленты, нити, шнуры на своих рельефах античные мастера рисовали краской, а Монти сделал пряжу Клото из камня.

Ремесло фальсификаторов скульптуры расцвело пышным цветом в конце ХIX века. В 1873 году Британский музей приобрел большой терракотовый этрусский саркофаг, который признало подлинным большинство специалистов по истории культуры Древнего мира. Подделка обнаружилась только в 1936 году. Сравнение с другими предметами этрусского погребального культа, хранящимися в крупнейших музеях мира, выявило полное несовпадение деталей. Авторами блестящей подделки были итальянские мастера, братья Пьетро и Энрико Пенелли, заполнившие итальянский рынок глиняными «раритетами».

Саркофаг был куплен Британским музеем в то время, когда Энрико Пенелли служил реставратором в Лувре. Будучи в хороших отношениях с археологом Соломоном Рейнаком, реставратор рассказал ему о технологии изготовления изделий из терракоты и поведал о саркофаге с мужскими и женскими фигурами, якобы найденном в земле Черветери среди загадочных этрусских памятников. Всех поражали рельефы со сценами погребения на стенах саркофага, напоминающие архаическое искусство этрусков. Этот саркофаг - одна из многих «этрусских» подделок. Крайне недостаточно изученная история загадочного народа и малое количество сохранившихся подлинников позволяли наводнять рынок антиквариата все новыми фальшивками.

В 1920-е годы Музей Метрополитен в Нью-Йорке приобрел статуэтки этрусских воинов, возраст которых определялся специалистами в 2300 лет. Но и они спустя 30 лет были признаны подделками, после того как итальянец Альфред Фиорованти признался, что вместе с братьями Рикарди держал целую мастерскую по изготовлению «этрусских древностей». Для создания фигурок воинов использовались рисунки на античной вазе и фотографии... этрусского саркофага из Британского музея. Желая на старости лет покаяться, Фиорованти предъявил сотрудникам Музея Метрополитен палец из обожженной глины, которого как раз не хватало на руке одного воина.

Мастерская Альчео Доссены находилась на окраине Рима и вызывала праздное любопытство соседей, заметивших, что никто из посетителей никогда не заходил в помещение за металлической дверью. Куски мрамора, глиняные отвалы, глиняные и алебастровые формы, множество зарисовок рук, ног, складок одежд, бесчисленные маски делали это место похожим и на театральное производство, и на фарфоровый завод, и на стеклянную мастерскую.

В центре бетонного пола находилась яма, заполненная темной жидкостью. Время от времени из этой ямы вытаскивали находившиеся там сутками статуи богов и богинь, атлетов и вакханок, которые мастер после тщательного изучения разбивал молотком или откалывал им руки, ноги, бедра и торсы.

Чаще всего Доссена встречался с римскими антикварами Фазоли и Палези, которых не только пропускал в мастерскую-лабораторию, но и показывал вещи, находившиеся в разных стадиях обработки. Они-то и были главными заказчиками мастера, который до встречи с ними работал простым каменотесом в городе Кремоне. Вместо надгробий, которые по чужим рисункам изготавливал молодой подмастерье, ему предложили делать копии старинных статуй за гораздо более значительную плату, чем он зарабатывал прежде. Доссену привлекало древнее искусство, он пытался копировать рельефы эпохи Возрождения. Именно его интерес к древностям и заставил Фазоли обратить внимание на Доссену.

Первая статуэтка, приобретенная им у самодеятельного скульптора за 200 лир, принесла прибыль в десятки раз большую, поэтому антиквар стал заказывать только копии с античных скульптур. Именно тогда торговцам пришла в голову идея оснастить мастерскую химическими препаратами и приспособлениями, позволяющими менять структуру мраморных поверхностей, придавать камню разные оттенки, что особенно убедительно смотрелось на механических сколах и сломах, производившихся здесь же, в мастерской. Доссена пытался продавать свои произведения, но безуспешно. Пришлось стать фальсификатором. Мастерское владение техникой резьбы по камню и развитая фантазия позволяли скульптору обращаться к разным стилям и создавать совершенно не похожие друг на друга вещи. Умение старить камень, изменять его структуру ввело в заблуждение многих покупателей, принеся перекупщикам-антикварам приличные доходы. Доссена подделывал этрусские памятники, статуи готических мадонн в стиле Джованни Пизано и саркофаги под Мино да Фьезоле.

Антиквары развернули бурную деятельность по изготовлению фальшивых сертификатов для оказавшихся в их руках изделий. Они предлагали подделки частным собраниям и музеям, коллекционерам и аукционным домам США. Так, в Музее Метрополитен появилась прекрасная и загадочная статуя Коры «VI века до н. э.». Музей города Сен?Лу приобрел у торговцев «этрусскую Диану», а специалисты из музея Кливленда получили после долгого торга «архаическую» Афину. Абсолютно бессмысленна была работа специалиста по античному искусству Ф. Студницка, который после приобретения музеем Вены фронтонной группы, сильно поврежденной, воссоздал «древнюю композицию», отбитые осколки и части которой все еще загромождали угол мастерской Доссены.

Подделывая произведения Верроккьо, Мино да Фьезоле, Росселино, фальсификатор пошел на одну из самых фантастических авантюр, создав скульптуру по картине Симоне Мартини. Доссена преобразил плоскостные живописные образы мадонны и ангела в деревянные статуи, которые антиквары с прибылью продали на черном рынке как похищенные из старинного частного собрания.

Пожалуй, самой выгодной для антикваров была подделка саркофага Екатерины Сабелло «работы флорентийского мастера ХV века Мино да Фьезоле». Американские покупатели выложили за него 100 000 долларов и сделали антикварам заказ на некоторые скульптуры раннего Возрождения.

Из своих немалых доходов торговцы выделяли исполнителю весьма скромные суммы. Когда в 1927 году у него умерла жена, Доссена не имел даже средств на похороны. Он бросился к своим заказчикам с просьбой о помощи, но те отказали. Тогда он, никогда не выдававший свои работы за подлинники и не составлявший фальшивых документов, решил отомстить. Он объявил журналистам о своей настоящей профессии, и газеты Италии и всей Европы подхватили сенсацию. Доссену объявили «гением фальшивок». Достоянием общественности сделались его рассказы о том, как он создавал «старинные шедевры». Многие коллекционеры и музейные эксперты стали объектами насмешек и издевательств. Ганс Кюрлих снял в мастерской Доссены фильм, в котором день за днем итальянский скульптор создавал свою последнюю архаическую статую.

В 1929 году галерея Корони в Неаполе организовала выставку Доссены, которая затем демонстрировалась в Берлине, Мюнхене, Кельне. Именно выставка работ одного автора убеждала, что настоящий мастер-ремесленник способен почувствовать и передать прекрасную простоту афинской классики, таинственность этрусской терракоты, религиозный экстаз церковной скульптуры раннего Возрождения, наконец, жесткость и накал пластики ХХ столетия. Он виртуозно подделывал черты эпохи, технику, индивидуальный стиль художника, но, к сожалению, все сотворенное было вторично.

Альчео Доссена скончался в 1936 году на шестидесятом году жизни, когда о нем уже все забыли, ведь сенсации живут недолго, а собственного имени скульптор-фальсификатор так и не создал.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

В Тверской суд передано дело антикваров Преображенских

News image

В ТВЕРСКОЙ СУД передано дело московских антикваров Татьяны и Игоря Преображенских, владельцев галереи «Русское искусство», об...

Антиквариат: нумизматика

News image

В нашей жизни не слишком много настоящих страстей, именно поэтому коллекционирование по праву занимает одно ...

Авторизация


Предметы искусства:

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Драгоценные камни из коллекции семьи Фаберже

News image

Среди прекрасных экспонатов, подаренных Музею частными лицами, особенно интересна коллекция драгоценных и поделочных камней (около трехсот образцов), принадлежавшая семье Фаберже. Коллекция была передана Музею Агафоном Ка...

Выставка драгоценностей знаменитого магната Уолтерса

News image

Если не хватает денежек на изысканные ювелирные украшения, то можно на них просто полюбоваться, а заодно и начать разбираться в редких изделиях получше. Ведь в СШ...