antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы старины Фарфор Meissen (Майсен)



Фарфор Meissen (Майсен)

фарфор meissen (майсен)

также Дрезденский фарфор или саксонский фарфор (porcelaine de Saxe). Немецкий твердый, или настоящий, фарфор, изготавливаемый на заводе Meissen, неподалеку от Дрездена, в Саксонии (нынешняя Германия) с 1710 года до настоящего времени. Это был первый настоящий фарфор, успешно произведенный в Европе, до приблизительно 1756 года он доминировал в стиле европейского фарфора. Позднее лидерство окончательно перешло к французскому севрскому фарфору (Sèvres).

Трудно сказать точно, когда первые предметы из фарфора появились в Европе. Зато точно известна дата и место создания европейского фарфора - 1710 год, Саксония. Фарфор - для жителей Запада, помимо того, что был предметом роскоши, почитался как одно из величайших достижений культуры Востока и как одна из величайших ее тайн. Когда в начале XVIII столетия в Германии смогли воссоздать рецепт фарфора, для современников это событие было подобно чуду…

Белое золото - фарфор, отмеченный синими мечами - знаком знаменитой Мейсенской порцелиновой мануфактуры, первого европейского производителя фарфора. Сегодня фарфор, созданный в первые десятилетия существования немецкой мануфактуры, ценится наравне с произведениями старых восточных мастеров.

Первые образцы европейского фарфора - удивительные произведения, соединившие традиции культур Востока и Запада. Нередко его создатели подражали мастерам Китая и Япония, хотя чаще их творения являются творческим переосмыслением традиций фарфорового производства восточных держав.

Надо сказать, что восточные сюжеты стали постоянно использоваться европейскими художниками еще за несколько веков до описываемых событий. В галантное столетие восток был также в моде. В то время в европейском искусстве между собой соперничали 3 стиля - тюркери, жапонез и шинуазри (турецкий, японский и китайский стиль соответственно).

Фантастические цветы, деревья многоцветными лепестками и листьями оплетали вазы. Диковинные животные, райские птицы и непременные драконы (хотя и утратившие значительную часть своего грозного величия) резвились на белых просторах сервизов. Дамы и кавалеры в ярчайших нарядах, напоминающие восточные (как правило, довольно отдаленно, нередко в восточных костюмах угадывались модные детали европейских туалетов), гуляли под сенью пестроцветных пальм. Или же их сложнофигурные силуэты великолепием золота проявлялись на белоснежной поверхности фарфора.

Фарфор был частью великого мифа о Востоке. Как и европейский фарфор:  восточные узоры были необычайно популярны среди художников работавших в Мейсене. Восточные узоры и сцены из восточной жизни, украсившие драгоценную посуду, стали частью прекрасной восточной сказки, которой была так увлечена Европа галантного столетия.

История востоковедческих наук еще была в начале своего развития. Впереди Европу ждало серьезное увлечение Востоком, его искусством, философией, образом жизни… Пока же эта была прекрасная, немного легкомысленная игра с его традициями и образами совершенно в духе веселого XVIII столетия.

В 1709 году началось одно из самых удивительных научных и коммерческих приключений последних трех столетий, того самого приключения, что привело Иоганна Фридриха Беттгера к открытию белого твердого европейского фарфора.

Многие выдающиеся личности были в числе последователей Беттера, и каждый из них внес огромный личный вклад в техническое и художественное развитие фарфора Meissen.

Особняком среди них стоят Иоганн Грегориус Герольдт (Johann Gregorius Hoeroldt), художник и знаток химии цвета, разработавший около 10000 светящихся  превращающихся в стекло пигментов на основе оксидов металлов – которые по сей день используются при росписи фарфора Meissen, и Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler), невероятно одаренный скульптор, создавший множество фигур, скульптур и обеденных сервизов, продолжающих существовать на протяжении 300 лет.

В основном благодаря техническому и художественному мастерству этих двоих людей каждая из моделей с ее несравненным богатством цвета и динамичности может быть выполнена и в наши дни. Времена Герольдта и Кендлера, позднее барокко, времена Баха, и рококо, и Моцарта могут с уверенностью называться золотым веком мануфактуры Meissen.

В те первые годы существования мануфактуры Meissen ее смотритель Иоганн Мельхиор Штайнбрюк (Johann Melchior Steinbrueck) осознал необходимость защиты настоящего майсенского фарфора от подделок и имитаций. Так появились знаменитые «Скрещенные Мечи» - подглазурное клеймо, изображаемое на каждом фарфоровом предмете Meissen как отличительная отметка – так он создал коммерческую торговую марку, самую старую и наиболее долго используемую без перерыва торговую марку в мире.

Скрещенные синие мечи - эмблема саксонского майсенского фарфора с почти трехсотлетней историей - это один из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Этот товарный знак наносится вручную кобальтовой краской под глазурью на каждое фарфоровое изделие майсенской мануфактуры с 1722 года. Несомненно, секрет обаяния фарфора Майсен заключается в его способности выражать представление о роскоши каждой эпохи, сохраняя при этом свой неповторимый стиль.

Можно с уверенностью сказать, что только настоящий майсенский фарфор сохранил свою ценность на протяжении времени. Свидетельство этому – исключительные цены, за которые обычно раскупается фарфор Meissen на всемирных аукционах. На ценность влияет и то, что здесь не выпускается двух совершенно одинаковых предметов, на каждый из фарфоровых предметов влияет стиль росписи художника, и это отличие бесценно.

Где еще во всем мире – кроме Meissen - Вы сможете сегодня сделать выбор из более чем 150000 предметов из фарфора – причем каждый из них уникален и несет в себе частичку 300-летней истории фарфора Meissen?

И в наши дни ценителей фарфора не могут оставить равнодушными изделия современных коллекций фарфора мануфактуры Мейсен, в которых представлены лучшие образцы популярных во все времена стилей барокко, рококо, ампир и ар–деко. При написании этой и некоторых других статей использована информация www.meissenusa.com, www.meissen.com, www.museum.ru Предлагаем ознакомиться с нашей Коллекцией фарфора Мейсен. Интересные подарки из фарфора представлены здесь.

Шоколадница, ок. 1744 г. Gemaldegalerie Alte Meister, Dresden

Эта весьма известная картина была написана в Вене. Сразу после завершения работы над Шоколадницей , 3 февраля 1745 г., картина была куплена графом Алгаротти для княжеского дома Саксонии. Служанка предлагает свежий горячий шоколад в чашке майсенского фарфора и воду в стакане богемского стекла на лакированном японском подносе. Достоверно точно не известно, как звали девушку, послужившую моделью художнику. Скорее всего, она была служанкой при дворе Австрийской императрицы Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Однако  часто называют имя модели - Anna Baltauf. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе. Говорят, именно там ее красоту заметил молодой принц von Dietrichstein. Он влюбился и - к ужасу аристократии - женился на ней. Кастовые предрассудки, существовавшие в Вене, не позволяли считать дочь рыцаря, будь он даже зажиточным, подходящей партией для придворного. Самая романтическая версия гласит о том, что однажды зимним днем 1745 года молодой принц фон Дитрихштейн зашел в венское кафе попробовать новый напиток (горячий шоколад), о необыкновенном вкусе которого было столько разговоров. Там он повстречал Анну Бальтауф, работавшую в заведении продавщицей. Его поразили грациозность и красота девушки, и он влюбился в нее с первого взгляда. В течение нескольких недель он почти ежедневно приходил в кафе, чтобы побыть с Анной рядом и поближе с ней познакомиться. Наконец он сделал предложение и в течение года женился на ней, несмотря на сильное противодействие аристократии. В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану-Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел. Говорят, в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: Вот! Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку.

Традиционный круг заказчиков Мейсенской фарфоровой мануфактуры включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, князья Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры Мейсенской фарфоровой мануфактуры находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже (г. С.– Петербург).

Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие фарфоровой мануфактуры Майсен тщательно берегут ее мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чем не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет.

По информации Meissen, при создании мейсенского фарфора используются около 10000 оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На Мейсенской фарфоровой мануфактуре производится около 175000 типов фарфоровых предметов.

В собрании Майсенской фарфоровой мануфактуры хранится 200000 моделей майсенского фарфора разных периодов. При мануфактурах в XVIII веке создаются библиотеки, регулярно выписывающие литературу в помощь скульпторам и живописцам. Уже в середине XVIII века мануфактура Meissen специально закупала в Германии, Франции и Англии гравюры, в дальнейшем составившие большое собрание, насчитывавшее тысячи листов.

В наши дни на Майсене производятся следующие виды фарфора: фарфоровые сервизы 50%, художественный фарфор 25%, фарфоровые статуэтки 15%, эксклюзивные фарфоровые изделия авторского дизайна 10%. 60% фарфора Meissen продается в Германии, 40% экспортируется. В 2004 году общий объем продаж майсенского фарфора составил 35,9 млн Евро. На фарфоровой мануфактуре Майсен работают 900 человек, из них 450 художников и скульпторов.

Каждое фарфоровое изделие Мейсенской фарфоровой мануфактуры несет в себе частичку тепла человеческих рук, это всегда шедевр, - ведь около полутора месяцев занимает изготовление одной фарфоровой статуэтки Meissen (Майсен).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Наследие Марата Порая. Вещи из знаменитого собрания выс

News image

Погон генерал-фельдмаршала Императорской Российской армии из собрания Марата Порая.Фото предоставлено организаторами Погон генерал-фельдмаршала Императорской Российской армии из...

Посуда из антикварного фарфора - предмет коллекциониров

News image

Существуют люди, которым очень интересно собирать разнообразные вещи, наблюдать за их состоянием и бережно храни...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Знаменитые камни

News image

1.Рукоятка кинжала.Хранилище: Дворец-музей Топкапи, Стамбул (Турция) Сокровищница Топкапи известна своими колумбийскими изумрудами. Рукоятка кинжала 18 века украшена тремя из...

РЕДКОСТИ ГАЛЕРЕИ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ ЭРМИТАЖА

News image

Павел I начал награждать Андреевским орденом и лиц духовного звания, первым из них был митрополит Новгородский и Санкт Петербургский Гавриил. Царь узаконил награждение при крещении ор...