В 40-80 гг. XIX века ювелирное искусство характеризуется не только активным периодом соответствующего духу интернационализма творческих поисков творцов, но и патриотическими тенденциями, частым обращением к истории, культуре и археологии родины. Русские мастера ювелирного дела черпали свое вдохновение в исторических стилях, это выразилось в креативных неостилях, появившихся в девятнадцатом столетии. Эти тенденции были свойственны историзму, основанного на смешении элементов ранее доминировавших стилей.
В начале XIX века все больше ювелиров начали переходить к механическому производству антикварных украшений из золота. В результате использования штампов мастера смогли выполнять имитации декоративных и сюжетных композиций и создавать качественные копии. В это время были основаны большие ювелирные фирмы. Антикварные изделия из золота, выпускаемые популярными фирмами стала пропагандой аристократической тенденции высокого ювелирного искусства. Этот антиквариат разительно отличался от массовых изделий, созданных производителями для среднестатистического заказчика.
Изменчивая мода начала XIX столетия на территории России диктовала свои правила. Днем можно было носить скромные украшения из полудрагоценных камней, а вечером на балы, при дворе, одевали бриллианты и антикварное золото. А вот купеческая знать вынуждена была довольствоваться полудрагоценными камнями в оправах из серебра, поделочными копиями дорогих золотых оригиналов.
В начале сороковых в Петербурге начали свою работу молодые мастера, известный Фаберже, великий Вальяном и талантливый Сазиков. Практически все их ювелирные украшения были выполнены в полихромном русском стиле. Этому стилю характерно цветовое разнообразие и использование большого количества камней: аметиста, бирюзы, топаза и граната. Эти минералы инкрустировали в креативные конструкции из золота.
Все золотые оправы конструировались из листового золота и были гладко полированы, а также представляли собой уникальные конструкции из спиралей на филигранной основе. Основой всех произведений ювелирного искусства были мотивы природы: фрукты, цветы, листья, виноград, эти образы наследовали изделия ХIIIV столетия. На антикварных украшениях появлялись множество великолепно исполненных роз, фуксий, георгины и хризантем. Каждое растение имело свое обозначение и символ.
На сегодняшний день, антикварное золото купить не составляет особого труда, оно доступно всем и пользуется особой популярностью среди коллекционеров, позволяя составлять уникальные собрания.