antikvaram.ru Антиквариат
Главная Антиквар Биография антиквариата. Антикваризация


Биография антиквариата. Антикваризация

Итак, причины ценности антиквариата сложно анализировать с точки зрения классических экономических теорий, использующих такие переменные, как полезность или затраченный труд. Поэтому мы предположили, что причины ценности антикварных вещей нужно искать в социальных процессах и взаимодействиях.

Согласно идеям американских социологов Арджуна Аппадураи, Игоря Копытова, Брайана Спунера и других, товары становятся таковыми не только потому, что они произведены при определенных общественных условиях и обмениваются специфическим образом, но, прежде всего, потому, что они культурно определены как товары. Копытов, в частности, полагает, что разные категории товаров отличаются друг от друга своими биографическими траекториями. Биографии вещей различаются вследствие того, что они социально определяются в разные сферы функционирования и восприятия (рынок, религиозная сфера, личная и т.п.). Попробуем проследить биографию антиквариата как особой категории товаров.

Вальтер Беньямин отмечал, что в современном обществе произведение искусства оказывается оторванным от своего первоначального инструментального контекста. Георг Зиммель также отмечал изменения отношений человека с вещами и выделял причины этих изменений. Он полагал, что современная эпоха характеризуется разрушением стилистического единства . Разрушение стилистического единства происходит вследствие того, что в культуре начинают присутствовать одновременно различные стили (рококо, классицизм, ампир и т.п.), появляется возможность их выбора и комбинации. Стиль, как внешняя форма, отрывается от своего внутреннего содержания, а человек получает возможность свободно выбирать стили в соответствии с собственными потребностями7. Английский социолог Майкл Томпсон указывает на социальные причины трансформации статуса вещей на протяжении их жизненного цикла. Он утверждает, что предметы проходят три жизненных этапа: практическое использование, девальвация, антикваризация. Каждый из них представляет собой социально санкционированный способ восприятия и оценивания. Первые два этапа характерны для всех видов товаров. Последний - только для тех, которые по тем или иным причинам попадают во владение высокостатусных групп.

Российский социолог Леонид Петров в работе, посвященной моде, останавливается на причинах появления эстетической ценности у вещей, которые изначально ее не имели. Эстетическая ценность предстает для него как результат трансформации коммуникативных значений знаков при сохранении положительно-эмоционального отношения 9. Антикварные вещи подвергаются действию сходного механизма трансформации коммуникативных значений. Течение времени, смена художественных стилей и наступление исторических событий создают ситуацию разрыва значений. Положительное эмоциональное отношение к этим же вещам создается или поддерживается в данном случае благодаря приобретению их высокостатусными группами, что придает им большую престижную значимость.

Биография старых вещей, таким образом, начинается с момента их производства. Первый контекст их использования, в общем, может быть назван контекстом первоначальных значений и первоначальных функций. Это означает, что предметы непосредственно вписываются в эпоху. Они составляют стилистическое единство со своим временем, тождественны времени 10. В первом контексте вещи соответствуют эстетическим воззрениям эпохи (если мы имеем дело с произведениями искусства), представлениям о комфорте (в случае, например, мебели), являются последним достижением техники (в случае технических приспособлений). Культовые предметы используются по назначению - для исполнения религиозных обрядов. Вещи используются теми социальными слоями, для которых они изначально были произведены. Антикваризация связана с трансформацией контекста первоначальных значений. Заканчивается эпоха, появляются новые художественные течения, проходит мода на мебель или одежду, умирает их знаменитый владелец или автор, появляются новые достижения технического прогресса, иначе говоря, нарушается стилистическое единство. Поэтому возможен период девальвации, в течение которого старые вещи превращаются в немодные, нефункциональные, некрасивые. Чтобы они вновь обрели ценность, должны появиться высокостатусные группы, заинтересованные в использовании их по-новому . В новом употреблении этих же предметов их прежние функции трансформируются. Так, например, старые бытовые предметы, такие, как мебель, посуда и так далее, изначально обладающие эстетической и утилитарной функцией, где утилитарная является основной, а эстетическая - сопутствующей, могут полностью потерять утилитарную функцию (или она превратится в сопутствующую). В то же время эстетическая функция трансформируется. Те же самые предметы начинают обозначать принадлежность к другим, новым группам и социальным слоям, обозначать время через исторические или биографические события, к которым они были причастны, и благодаря этому становятся новыми символами привилегированного социального положения и начинают заимствоваться новыми элитами или используются для создания личной истории и новой идентичности. Они так же могут превратиться в предмет коллекционирования, как старые замки или флаконы для духов. С появлением спроса вещи вновь попадают на рынок. Появляются торговцы антиквариатом, которые строят свой бизнес на разнице оценок, связанных с разными видениями этих вещей в разных социальных группах: в одних - как бесполезный хлам , в других - как определенное благо.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекционирование: антикварных статуэток много не быва

News image

Среди коллекционеров раритета большим спросом пользуются антикварные фарфоровые, бронзовые статуэтки Германии, антикварные немецкие, китайские стату...

Антиквариат: игрушки

News image

Сложно сказать, когда появилась данная шикарная леди на отечественных прилавках многих магазинов. Антиквариат игрушки был...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Рейтинг самых дорогих украшений мира

News image

Дорогие подарки для самых близких традиционно ищут в ювелирных лавках. Об особенностях выбора для толстосумов. Драгоценности остаются одним из наиболее распространенных способов оказать внимание близким на Но...

Алмазный фонд

News image

Алмазный фонд— это уникальное собрание памятников истории, произведений ювелирного искусства, редких образцов драгоценных камней, самородков благородных металлов. Это одна из немногих сокровищниц в мире, хранящих ко...