В течение последнего десятилетия российское общество претерпело значительные экономические и культурные трансформации. Произошли социально-структурные изменения, появились новые социальные институты. Исследование этих изменений представляет собой приоритетное направление
современной отечественной социологии.
Одним из новых и малоисследованных институтов является антикварный рынок. Его появление и развитие сопровождается возникновением в обществе повышенного интереса к прошлому и истории. Интерес к прошлому и репрезентируюшим его предметам сочетается с распространением потребительских тенденций, характерных для современных западных обществ, связанных с ориентацией на приобретение новых модных товаров. Важно понять, в какой мере указанное противоречивое сочетание потребительских ориентации отражает специфику современного российского общества, его социально-структурные особенности (например, появление новых групп потребителей, новых стилей жизни), а также свидетельствует о тенденциях его дальнейшего развития.
под антикварными понимаются предметы, обладающие следующими формальными характеристиками: старости, обретаемой благодаря времени (физическому или историческому), прошедшему с момента производства, редкости и художественной ценности. В поле исследования, таким образом, попадает довольно широкий набор вещей - от старых предметов быта и декоративных предметов до старых произведений искусств. Все эти вещи начинают пользоваться повышенным спросом, находят покупателей в 90-е годы, о чем свидетельствует статистика роста числа агентов рынка.
Социальная ценность особенно важна для представителей новых состоятельных слоев или новых коллекционеров. Для них использование престижных знаков, каковыми являются антикварные вещи, оказывается значимо, т.к. при помощи них они причисляют себя к высокостатусной группе и дистанцируются от представителей других слоев. Эта группа предстает для них как круг общения или «компания», представители которой поддерживают стиль жизни, предполагающий потребление антиквариата. Социальная ценность может создаваться также представителями групп, не имеющих значительного объема экономического капитала, но претендующих на то, чтобы отличаться от других, иметь особый статус. Предметы, обладающие социальной ценностью, предстают как выражение вкуса их владельцев, благодаря которому они приобретают товары, недоступные для большинства по причине высокой цены или специфического знания, необходимого для их оценки. Употребление слова «антиквариат» оказывается возможным для конструкторов социальной ценности, т.к. они видят в предметах антиквариата вид товара, который соответствует элитарному потреблению.
Личная ценность. Данный тип ценности связан с индивидуальной памятью, привычкой, приватностью. Его характеризует то, что значимость каждого предмета устанавливается самим человеком. Подобный способ оценивания был описан в исследовании М.Сзикзстмихали и Э.Рошберг-Хелтона. Такие оценки характерны для владельцев антикварных вещей и коллекционеров. Личная ценность имеет эмоциональный характер. Она, как и другие виды ценностей, приписывается вследствие наличия у вещей некоторых характеристик, но сами характеристики и способы их интерпретации являются не социально разделяемыми, а индивидуальными. Все «личные» интерпретации характеристик можно разделить на два основных типа: 1) связь с реально существующей группой и событиями в личной биографии (воспоминания о поисках предмета коллекционерами, связь с семьей, профессиональной группой для владельцев антикварных вещей); 2) связь с группой, существующей виртуально (приобщение к несуществующей в реальности группе, например, царской семье, дворянству).