В дореволюционной России большое внимание искусству уделялось со стороны богатой прослойки общества. Это называлось меценатством и классическим примером в этом смысле может считаться Савва Мамонтов. Переехав из Сибири в Москву с родителями, мальчик еще в раннем возрасте проявлял огромный интерес к творчеству художников. Свою будущую жизнь Савва Иванович мечтал посвятить именно искусству, но отец настоял, чтобы сын продолжил его дела в коммерции. Став успешным бизнесменом, Мамонтов до конца не отрекся от своей идеи, и в свое время в его владении находилась полноценная русская антикварная галерея.
Успехам Саввы Мамонтова в предпринимательском деле можно было только позавидовать. В то время в России стремительно развивалось железнодорожное строительство, которым он и занялся. Бизнесмен получал стабильную прибыль и начал вкладывать деньги в промышленное производство. Вскоре Савва Иванович женился на Елизавете Сапожниковой, которая оказалась страстной поклонницей искусства. Муж охотно занимался благотворительностью в этом направлении и учредил художественный кружок. Дом, в котором проживали супруги Мамонтовы, вечерами собирал известных творческих людей того времени. Это были скульпторы, художники, писатели и артисты театров, работы многих из них сегодня предлагает антикварная галерея Кентавр, Эстетика.
Особой любовью Мамонтов проникся к живописи. Его частная коллекция представляла собой уникальное собрание уникальных рисунков и этюдов русских художников того времени, которой позавидовали бы антикварные галереи Москвы. Савва Иванович не забывал и о других направлениях культуры страны. В частности он спонсировал издание газеты «Россия» и журнала «Мир искусства». Со временем общение мецената с творческой элитой сделала его знатоком подлинного искусства и коллекционером антиквариата. Собрание скупленных картин и других произведений искусства украшали комнаты дома Мамонтовых, и значительная их часть находилась в усадьбе «Абрамцево».
Русские художники того времени, зная любовь Мамонтова к живописи, дарили свои работы в его частную коллекцию. Так В.А Серов поступил со своим знаменитым портретом «Девочка с персиками», на котором, кстати, изображена Вера Мамонтова. Увлечение изобразительным искусством со временем превратило усадьбу «Абрамцево» в настоящую картинную галерею. Здесь можно было найти работу Репина «Портрет Сайгина», знаменитые «Вид Днепра» и «Ковер-самолет» Васнецова, а также работу известного скульптора Антокольского «Христос перед Пилатом». Все это размещалось на стенах гостиной, кабинета и других частях огромного дома Мамонтовых. Здесь же располагалась скупленные предметы старины и работы популярных русских мастеров, не менее интересные предметы, чем вмещает в себя антикварная галерея Архипова.
Конец жизни Саввы Ивановича оказался довольно трагичным. В конце XIX века его предпринимательская деятельность была фактически окончена, и он растерял все деньги не по своей вине. Меценату было предъявлено обвинение, а его имущество и коллекции арестованы. Вскоре началась распродажа имущества семьи Мамонтовых. Художественные ценности, собираемые годами, удалось выкупить Русскому музею и Третьяковской галерее. Часть из них попали в частные коллекции других ценителей искусства.