antikvaram.ru Антиквариат
Главная Антиквариат Книжное гнездышко антиквариата


Книжное гнездышко антиквариата

книжное гнездышко антиквариата

Букинистика не столь пафосна, как торговля живописью. Результаты букинистических аукционов не обсуждаются прессой, они не привлекают особого внимания. Интерес к старой книге, востребованность многообразных специализированных изданий являются неким показателем образованности общества, его культурного облика.

Много лет я хожу на букинистические аукционы. Именно с них начинался в современной России антикварный рынок. Было очень интересно наблюдать этот процесс. Букинистические аукционы — единственные, которые не прерывали своих торгов на протяжении последних десяти лет. И мне думается, что такая устойчивость является неким показателем. На мой вопрос о состоянии букинистического рынка московские книжники отвечали по-разному.

«Букинистического рынка нет, — сердито сказал Анатолий Боровков, известный в Москве коллекционер и знаток книжного русского авангарда. — Сегодня невозможно продать прижизненное издание Пушкина или Гоголя. Замучает налоговая инспекция». Однако отсутствие рынка не мешает господину Боровкову регулярно посещать книжные аукционы и покупать там интересующие его книги.

Все московские книжники в один голос подтвердили: «Букинистика умерла». В традиционном советском понимании она действительно умерла. Свойственные букинистике особенности и традиции уже давно утрачены. В известных московских магазинах на Арбате, Мясницкой и других местах книжная торговля, оставаясь таковой по юридическим документам, уже давно стала нищим приложением к антиквариату. Продать сегодня хорошую старую книгу ценой до 500 рублей практически невозможно. Книга на сегодняшний день стала вещью — имиджевым товаром. Разыскать и купить изданную два-три десятка лет назад нужную для работы книгу практически невозможно. Книги советского периода вышли из употребления как черно-белые телевизоры. Букинистика умерла, а букинистический рынок при этом существует. Не странно ли? Таков парадокс.

Книжники свили уютное гнездышко на древе своего «старшего брата» — антиквариата. Российские букинисты, пожалуй, единственные отечественные антиквары, которые совершенно самостоятельно формируют свой сегмент рынка, не оглядываясь на Запад, на его ценообразование. Знаменательно, что на русских торгах Christie’s в ноябре 2004 года хиты русского книжного рынка «Азбука в картинках» А. Бенуа (старт $ 3700–5400) и «Императорская охота на Руси» (первое издание в обычном переплете, все 4 тома — старт $ 91–130 тыс.) не были проданы. Эти цены были слишком завышены. В Москве данные раритеты можно приобрести значительно дешевле.

Букинистика, как, впрочем, и нумизматика, идет на нашем рынке своим путем. Она развивается динамично и уверенно. За последние два-три года на библиофильском горизонте появились новые коллекционеры.

Настоящий бум на одном из аукционов в «Гелосе» произвел скандальный труд «Раскольники и острожники» (СПб., 1872–1875) известного публициста и прозаика Федора Васильевича Ливанова. Эта книга в свое время имела огромный успех у читающей публики. Первый том выдержал четыре переиздания (4-е изд., 1872), второй — два (2-е изд., 1872). К Ливанову, личности эпотажной и скандальной, общественность отнеслась весьма неоднозначно. Федора Васильевича обвиняли в предвзятых выводах о расколе, незнании догм и быта раскольников.

Федор Михайлович Достоевский, следивший за скандалом вокруг фигуры Ливанова, использовал его в качестве одного из прототипов Петра Верховенского в своем романе «Бесы». Исследования Ф.В. Ливанова вышли в 4 томах, был подготовлен и 5-й том, названный «Раскольники». Этот том должен был выйти уже в Москве, в 1875 году. Но его запретила цензура, и почти весь готовый тираж был сожжен. Случайно сохранилось всего 10 экземпляров, которые, естественно, стали библиографической редкостью. Один из этих 10 экземпляров и был выставлен на торги в «Гелосе». Стартовая цена — 3000 рублей, а итоговая подскочила до 60 тыс.

Самой дорогой книгой последнего времени стали проданные «Гелосом» в сезон 2003–2004 годов знаменитые среди библиофилов и любителей искусства «Материалы для русской иконографии» Д. Ровинского, вып. 1–12 (СПб., 1884–1891). В открытую продажу этот раритет не попадал почти более столетия. По этой причине его итоговая цена в 5,5 млн рублей не должна удивлять.

«Гелосу» в прошедшем сезоне невероятно повезло. Его букинистическому отделу удалось заполучить Библиотеку Н.А. Пешковой, унаследованную ею от А.М. Горького. В ней были собраны редчайшие книги по искусству XVIII–XX веков. В том числе, невероятно красивый альбом А. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (СПб., 1910). Он был издан известной типографией Р. Голике, переплетен в сафьян и украшен золотым тиснением и золотым обрезом. Его итоговая цена — 4,4 млн рублей.

Продажа библиотеки Н.А. Пешковой стала событием на букинистическом рынке. Свою большую удачу сотрудники «Гелоса» и руководитель букинистического отдела Елена Горская стараются закрепить. Их метод работы — поиск библиотек знаменитых библиофилов прошлого. Принадлежность того или иного издания к определенному собранию является его провенансом. А эта нематериальная ценность — происхождение и бытование — предмета все больше ценится нынешними коллекционерами.

В последнее время в «Гелосе» идет работа по приобретению библиотеки известнейшего книговеда и крупнейшего коллекционера профессора А. Сидорова. Свою первую коллекцию, он, как известно, подарил Библиотеке имени В.И. Ленина. А впоследствии он собрал еще и вторую коллекцию книг. В нее вошли и запретные по советскому времени темы — эротика и чертовщина.

Когда библиотека А. Сидорова поступит в «Гелос», ее будут готовить к открытому аукциону. Он проходит отдельным стрингом на аукционах месяца или сезона. Поскольку подобные аукционы формируются из различных стрингов: оружия, нумизматики, ДПИ и многого другого, зачастую нумизматы и оружейники остаются на букинистические торги и таким образом становятся их участниками, а нередко и покупателями.

Как видим, букинистический рынок развивается далеко неоднозначно. Он, как состовляющая общероссийского рынка, принимает приемлемые формы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Усманов намерен передать коллекцию Ростроповича государ

News image

Предприниматель Алишер Усманов, который купил коллекцию русского искусства, принадлежавшую Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской, намерен пе...

Антиквар: монеты

News image

Коллекционирование является одним из самых увлекательных и занимательных занятий. И неважно, что именно коллекционируют люди ...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Галерея драгоценностей Эрмитажа. Золото скифов

News image

Галерея драгоценностей - интереснейшее собрание музея, получившее свое название при Екатерине Великой в XVIII веке, состоит из двух разделов. Первая экспозиция Золотая кладовая. (Евразия, Античное Пр...

Алмазный фонд Российской Федерации

News image

Алмазный фонд Российской Федерации является составной частью Государственного фонда драгоценных металлов и камней. Это собрание уникальных самородков и кристаллов, которые имеют огромное историческое и художественное зн...