Букинистика не столь пафосна, как торговля живописью. Результаты букинистических аукционов не обсуждаются прессой, они не привлекают особого внимания. Интерес к старой книге, востребованность многообразных специализированных изданий являются неким показателем образованности общества, его культурного облика.
Много лет я хожу на букинистические аукционы. Именно с них начинался в современной России антикварный рынок. Было очень интересно наблюдать этот процесс. Букинистические аукционы — единственные, которые не прерывали своих торгов на протяжении последних десяти лет. И мне думается, что такая устойчивость является неким показателем. На мой вопрос о состоянии букинистического рынка московские книжники отвечали по-разному.
«Букинистического рынка нет, — сердито сказал Анатолий Боровков, известный в Москве коллекционер и знаток книжного русского авангарда. — Сегодня невозможно продать прижизненное издание Пушкина или Гоголя. Замучает налоговая инспекция». Однако отсутствие рынка не мешает господину Боровкову регулярно посещать книжные аукционы и покупать там интересующие его книги.
Все московские книжники в один голос подтвердили: «Букинистика умерла». В традиционном советском понимании она действительно умерла. Свойственные букинистике особенности и традиции уже давно утрачены. В известных московских магазинах на Арбате, Мясницкой и других местах книжная торговля, оставаясь таковой по юридическим документам, уже давно стала нищим приложением к антиквариату. Продать сегодня хорошую старую книгу ценой до 500 рублей практически невозможно. Книга на сегодняшний день стала вещью — имиджевым товаром. Разыскать и купить изданную два-три десятка лет назад нужную для работы книгу практически невозможно. Книги советского периода вышли из употребления как черно-белые телевизоры. Букинистика умерла, а букинистический рынок при этом существует. Не странно ли? Таков парадокс.
Книжники свили уютное гнездышко на древе своего «старшего брата» — антиквариата. Российские букинисты, пожалуй, единственные отечественные антиквары, которые совершенно самостоятельно формируют свой сегмент рынка, не оглядываясь на Запад, на его ценообразование. Знаменательно, что на русских торгах Christie’s в ноябре 2004 года хиты русского книжного рынка «Азбука в картинках» А. Бенуа (старт $ 3700–5400) и «Императорская охота на Руси» (первое издание в обычном переплете, все 4 тома — старт $ 91–130 тыс.) не были проданы. Эти цены были слишком завышены. В Москве данные раритеты можно приобрести значительно дешевле.
Букинистика, как, впрочем, и нумизматика, идет на нашем рынке своим путем. Она развивается динамично и уверенно. За последние два-три года на библиофильском горизонте появились новые коллекционеры.
Настоящий бум на одном из аукционов в «Гелосе» произвел скандальный труд «Раскольники и острожники» (СПб., 1872–1875) известного публициста и прозаика Федора Васильевича Ливанова. Эта книга в свое время имела огромный успех у читающей публики. Первый том выдержал четыре переиздания (4-е изд., 1872), второй — два (2-е изд., 1872). К Ливанову, личности эпотажной и скандальной, общественность отнеслась весьма неоднозначно. Федора Васильевича обвиняли в предвзятых выводах о расколе, незнании догм и быта раскольников.
Федор Михайлович Достоевский, следивший за скандалом вокруг фигуры Ливанова, использовал его в качестве одного из прототипов Петра Верховенского в своем романе «Бесы». Исследования Ф.В. Ливанова вышли в 4 томах, был подготовлен и 5-й том, названный «Раскольники». Этот том должен был выйти уже в Москве, в 1875 году. Но его запретила цензура, и почти весь готовый тираж был сожжен. Случайно сохранилось всего 10 экземпляров, которые, естественно, стали библиографической редкостью. Один из этих 10 экземпляров и был выставлен на торги в «Гелосе». Стартовая цена — 3000 рублей, а итоговая подскочила до 60 тыс.
Самой дорогой книгой последнего времени стали проданные «Гелосом» в сезон 2003–2004 годов знаменитые среди библиофилов и любителей искусства «Материалы для русской иконографии» Д. Ровинского, вып. 1–12 (СПб., 1884–1891). В открытую продажу этот раритет не попадал почти более столетия. По этой причине его итоговая цена в 5,5 млн рублей не должна удивлять.
«Гелосу» в прошедшем сезоне невероятно повезло. Его букинистическому отделу удалось заполучить Библиотеку Н.А. Пешковой, унаследованную ею от А.М. Горького. В ней были собраны редчайшие книги по искусству XVIII–XX веков. В том числе, невероятно красивый альбом А. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (СПб., 1910). Он был издан известной типографией Р. Голике, переплетен в сафьян и украшен золотым тиснением и золотым обрезом. Его итоговая цена — 4,4 млн рублей.
Продажа библиотеки Н.А. Пешковой стала событием на букинистическом рынке. Свою большую удачу сотрудники «Гелоса» и руководитель букинистического отдела Елена Горская стараются закрепить. Их метод работы — поиск библиотек знаменитых библиофилов прошлого. Принадлежность того или иного издания к определенному собранию является его провенансом. А эта нематериальная ценность — происхождение и бытование — предмета все больше ценится нынешними коллекционерами.
В последнее время в «Гелосе» идет работа по приобретению библиотеки известнейшего книговеда и крупнейшего коллекционера профессора А. Сидорова. Свою первую коллекцию, он, как известно, подарил Библиотеке имени В.И. Ленина. А впоследствии он собрал еще и вторую коллекцию книг. В нее вошли и запретные по советскому времени темы — эротика и чертовщина.
Когда библиотека А. Сидорова поступит в «Гелос», ее будут готовить к открытому аукциону. Он проходит отдельным стрингом на аукционах месяца или сезона. Поскольку подобные аукционы формируются из различных стрингов: оружия, нумизматики, ДПИ и многого другого, зачастую нумизматы и оружейники остаются на букинистические торги и таким образом становятся их участниками, а нередко и покупателями.
Как видим, букинистический рынок развивается далеко неоднозначно. Он, как состовляющая общероссийского рынка, принимает приемлемые формы.