Аукционный дом Гелос провел в Москве очередные торги живописи XX века. Итоги аукциона - мизерные. Одновременно эксперты подсчитали оборот черного арт-рынка . Итоги подсчетов - грандиозные.
На гелосовский аукцион были выставлены несколько десятков произведений. Никому не известные художники - Б.В. Пыриков, И.П. Черноиванов, Н.Г. Жашков и так далее. Ни одной по-настоящему хорошей вещи. Цены соответствующие - двести, триста, пятьсот долларов, лишь отдельные лоты доходят до нескольких тысяч. Из таких покупок не составишь серьезную коллекцию. Следовательно, аукцион рассчитан не на коллекционеров, тогда, спрашивается, на кого? И вообще, для чего Гелос проводит свои аукционы? Ведь единственное ощущение от торгов и, как это ни грустно, от русской живописи XX века - чудовищная убогость.
Этот аукцион, очевидно, не стал бы сколько-нибудь важным событием в нашей художественной жизни, если бы не одно но : Гелос - единственный в нашей стране арт-аукцион и соответственно практически в одиночку борется за легализацию нашего арт-рынка. Потому такие цены и такая убогость, что все остальное - все шедевры и все хиты продаж - либо за рубежом (на лондонских русских торгах Sotheby's в особенности), либо на внутрироссийском черном рынке .
Оборот черного рынка , по понятным причинам, подсчитать трудно. По некоторым оценкам, он составляет 300 миллионов долларов, по другим - полтора миллиарда. То есть как минимум в два, а то и в десять раз превышает оборот белого рынка , который, как писали Известия , равен приблизительно 150 миллионам (включая опять же зарубежные покупки наших коллекционеров).
Почему так происходит, понятно: никто не хочет светить свои коллекции (боятся), никто не хочет платить налоги (жаба душит), да и вообще, зачем переплачивать. Ведь белая , засвеченная вещь стоит в два, а то и больше раз дороже, чем черная . То есть в процветании черного рынка заинтересованы все: и продавцы, которые, конечно, и рады бы продать вещь подороже, но ведь тогда придется платить налоги, и покупатели, мечтающие сэкономить, и, как ни странно, государство, которое, строго говоря, просто не вмешивается.
Такая ситуация Гелос очень даже устраивает - в своей нише галерейщики чувствуют себя всегда первыми и всегда лучшими. В отсутствие конкуренции не нужно развиваться, а можно лениво проводить серенькие аукционы серенькой живописи. Несколько лет назад Гелосу дали шанс продемонстрировать свои силы, поиграть мускулами - аукционному дому государство поручило провести распродажу знаменитой коллекции разорившегося Инкомбанка. Но Гелос умудрился провалить даже эти торги, которые, займись ими Sotheby's, наверняка бы стали сенсационными. Вот и остается продавать никому не известных Пырикова, Черноиванова да Жашкова.