antikvaram.ru Антиквариат
Главная Нюансы Копенгагенский стиль. Выставка скандинавского фарфора из частных собраний



Копенгагенский стиль. Выставка скандинавского фарфора из частных собраний

копенгагенский стиль. выставка скандинавского фарфора из частных собраний

Датская принцесса Мария-Софья-Фредерика-Дагмара, став в 19 лет русской императрицей Марией Федоровной, никогда не теряла связи со своей родиной. Она принесла в Россию моду на датскую культуру и искусство. Она же увлекалась сама и увлекала других коллекционированием скандинавского, прежде всего датского фарфора, невероятно популярного в это время в Европе. Императрица собрала внушительную коллекцию, выписывала из Дании лучшие образцы художественного фарфора, приобретала их во время путешествий.

Выставка, организованная в Музее декоративно-прикладного искусства институтом «Культпросвет», носит название «Каприз императрицы», напоминая о первом в России коллекционере в этой области. Камерная экспозиция демонстрирует образцы художественного фарфора, принадлежащие частным московским собирателям.

Период конца XIX – начала XX века один из самых удачных в истории скандинавской керамической промышленности, время новаций, поиска в области формы и декора.

В качестве основного живописного декора скандинавские керамисты избрали подглазурные краски «высокого огня» (то есть краски, которые подвергаются высокотемпературному обжигу в 1300–1400oС). Благодаря этим краскам на фарфоровых изделиях возникали тонкие, слегка размытые изображения, в полной мере отвечавшие художественным устремлениям эпохи модерна. Этой стилистике вполне соответствовали и необычные, небольшие, редко утилитарные формы керамики, тематически обращающие к живой природе. Так появился новый – «копенгагенский» стиль, быстро получивший распространение и принесший скандинавским мастерам мировую известность.

Главным предприятием была, конечно, Датская королевская мануфактура, основанная еще в 1774 году. В конце XIX века происходит ее новый взлет и три волнистые линии (марка мануфактуры) становятся невероятно популярными. Неяркая, почти монохромная роспись представленных на выставке ваз содержит в основном растительные мотивы: цветы, ветви сосен и черной бузины, огуречную плеть. Более поздние изделия мануфактуры представлены целой серией фигурок 1960-х годов, изображающих маленького фавна, играющего то с кроликом, то с лягушкой или ужом, то восседающего на козле.

Второй по значимости и популярности выделяется фабрика Бинга и Грёндаля. На выставке можно видеть их темно-синие вазы с цветочными мотивами и мелкую пластику, в том числе, например, фигурку знаменитого персонажа сказок Андерсена Оле Лукойе.

Помимо двух крупных фабрик в Скандинавии на рубеже XIX и XX веков возникало много небольших производств. Качество их изделий, художественное и технологическое, вполне сопоставимо с изделиями больших заводов. Одно из таких предприятий – датская мастерская Й.-П. Даль-Йенсена, главной сферой которой оставалась фарфоровая пластика. Так с 1897 по 1960 год Даль-Йенсеном было создано около 280 моделей скульптуры. Среди них преобладают изображения животных, особенно много собак, которых также можно видеть на выставке.

Кроме того, представлены изделия шведских фабрик Густавсберга и Рёрстранда, немецкой мануфактуры Нимфенбурга и фабрики Л. Хутченройтера, а также Императорского фарфорового завода. Это неудивительно, ведь под влиянием императрицы мастера Санкт-Петербургского фарфорового завода наладили производство фарфора с подглазурной росписью «в копенгагенском стиле», который не прекращается и по сей день.

Впрочем, после отъезда императрицы в 1919 году из России мода на скандинавский фарфор быстро угасла, а «страна живительной прохлады» была забыта. В России наступила новая эпоха со своими идеалами. Кстати, керамическим воплощением этих идеалов можно полюбоваться буквально в соседнем зале Музея декоративно-прикладного искусства. Как будто для контраста там экспонируются многочисленные днепрострои, культпоходы, волго-каналы, красноармейцы, доярки и пионеры.

Вход-выход. Впечатление-изображение

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Личная коллекция антиквариата

News image

Всегда одним из основных мерил богатства человека выступала его индивидуальная коллекция антикварных предметов искусства. Почем...

Коллекции великих тиранов

News image

22 октября 1943 года на Пушкинской улице в Москве собрались академики, сановные живописцы и архитекторы, ис...

Авторизация


Предметы искусства:

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Антикварные кольца

News image

Много тысячелетий тому назад умельцы создавали уникальные украшения из подручных средств, которые сохранились по сей день в практически первозданном виде. Археологи во время раскопок наход...

Антикварная брошь

News image

Определение броши звучит очень буднично и безлико - изделие из металла, прикалываемое на одежду. Но если разобраться, что металл чаще всего бывает драгоценный, как и кам...