antikvaram.ru Антиквариат
Главная Нюансы Маркетри в России и Европе



Маркетри в России и Европе

маркетри в россии и европе

Маркетри (от французского marqueterie) – орнаментальная или фигуративная мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева, как, например, сандал или эбеновое дерево (толщиной от 1 до 3 миллиметров), различных по цвету и текстуре, наклеивающихся на основу из простых пород дерева (дуб, береза, ель). В первую очередь техника маркетри использовалась для отделки мебели (столешницы, дверцы шкафов), кроме того, в ней выполнялись и настенные панно.

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева. В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation – «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») – техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч. Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород. После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции – на XVI век. В XVIII веке прославленным мастером инкрустации был Андре-Шарль Буль (1642-1732), который делал также и маркетри из цветных пород дерева. Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.

Для украшения шкафа использованы инкрустация черепахой, медью и оловом, (впоследствии получившая название техники Буль ) и наборная работа по дереву, (так называемое цветочная маркетри ).

Маркетри и инкрустация созданы по рисунку самого А.-Ш.Буля, хранящемуся в Музее Декоративно-прикладного искусства в Париже.

Техника маркетри была более простой в исполнении, чем интарсия, поскольку не требовала вырезания изображений в поверхности дерева. Кусочки фанеры дорогих пород просто наклеивались на гладкую поверхность предмета – сложность заключалась лишь в подборе цвета и соответствующей замыслу текстуры древесины. Расцвета техника маркетри достигла в Европе эпохи Возрождения, когда в ней выполняли перспективные виды улиц и площадей, сложные орнаменты, и даже целые картины на религиозные или бытовые сюжеты, с передачей объема и светотени. Деревянные пластины обжигали, подкрашивали, протравливали кислотами, добиваясь богатства цветовой палитры: для передачи деталей использовали гравировку. Эскизы для таких наборных панно выполняли знаменитые художники, такие, например, как Боттичелли.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства. Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это – пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп. К началу XIX века интерес к маркетри в России ослабевает. Гладкие фанерованные поверхности дерева с филенками или без них и с минимальным количеством бронзового декора, как это было, например, в мебели Давида Рентгена, больше соответствовали эстетике классицизма. В последней четверти XVIII столетия в мебельном деле в моде простота и стремление к показу естественной красоты природного узора дерева. Изделия с декором в технике маркетри, создававшиеся в XIX веке, являются, главным образом, подражаниями изделиям прежнего времени или специальными работами на заказ.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Михаил Ширвиндт. Страсти по утюгам

News image

Продюсер, ведущий телепрограммы, ресторатор Михаил Ширвиндт любит высказывание Козьмы Пруткова «Специалист подобен флюсу: полнота его од...

Нью-Джерси: основатель KB Toy выставил на аукцион свою

News image

Одна из самых обширных коллекций двигающихся игрушек была выставлена на аукционе в Нью-Джерси. Основатель KB Toy До...

Авторизация


Предметы искусства:

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Золотой антиквариат

News image

После того, как в 1755 году в России была проведена денежная реформа, появилась монета с ранее не существовавшим номиналом – 20 рублей, и монет таких...

РЕЙТИНГ: Наибольшая цена драгоценностей

News image

Бриллиант «Ди» Весом в 100,10 карата, он был продан в 1995 г. за 16,55 млн. долл. шейху Ахмеду Фи...