antikvaram.ru Антиквариат
Главная Нюансы Начало фарфорового производства в России


Начало фарфорового производства в России

начало фарфорового производства в россии

Еще 300 лет назад Европа и не представляла, из чего делается фарфор – китайцы старательно оберегали тайну его изготовления. Фарфору приписывались магические свойства, как, например, способность изменять цвет, если положенная в фарфоровую посуду пища или налитая в фарфоровый сосуд жидкость отравлена. Может быть, в этом и заключалась причина появления первых образцов китайской фарфоровой посуды при дворах европейских монархов и на территории Московского кремля еще в XIII – XIV вв. Редкость и дороговизна фарфора привели к тому, что он ценился на вес золота – его даже называли «белым золотом». Изделия из него дарили коронованным особам, ими украшали парадные залы, если они разбивались – кусочки битого фарфора оправляли в золото или серебро и носили на цепочках, как украшения.

В начале XVIII века в Саксонии немецкий химик Иоанн Беттгер вместе с физиком и математиком Вальтером Чирнгаузом после многочисленных экспериментов открыли секрет фарфоровой массы и изобрели европейский фарфор.

Они работали в недоступном и строго охраняемом замке Альбрехтсбург в Мейсене – там и была в 1710 году основана первая в Европе Порцелиновая (Фарфоровая) мануфактура.

Безусловно, это не могло пройти мимо внимания Петра I, обустраивавшего Россию по западному образцу. Он постоянно выписывал из-за границы фарфоровую и фаянсовую посуду как для обихода, так и для украшения интерьера.

Екатерина I тоже любила фарфор, а царской семье подражала вся европейски ориентированная русская знать. В свои неоднократные посещения европейских государств Петр интересовался производством фарфора и пытался наладить производство у себя, в России, однако, безуспешно.

Идея Петра о создании в России собственной Порцелиновой мануфактуры осуществилась через два десятилетия, в период правления Елизаветы Петровны (1741-1761). Этот период в развитии русского фарфорового дела связан с именем русского мастера Дмитрия Виноградова.

Почему же создание собственного фарфорового производства было так важно для России в это время?

В середине и второй половине XVIII века активно развивающаяся экономика России и ее военные успехи способствовали росту международного авторитета страны.

Возникла потребность в таких формах искусства, которые создадут возвеличивающие импозантные образы, утверждающие и прославляющие государственное правление. Это в первую очередь отразилось на архитектуре – в это время в России творит Растрелли, строя Зимний дворец и другие известные сооружения. Россия выдвигалась в ряд авторитетных держав мира и все, к чему стремилась Европа, становилось предметом заинтересованного внимания представителей высшего сословия.

Фарфор уже в начале XVIII века стал обязательной принадлежностью каждого царского двора, претендовавшего прослыть блестящим.

На европейском рынке фарфор котировался как редкий предмет роскоши, как дорогой товар, которым выгодно было торговать, и многие европейские государи стремились стать обладателями производства фарфора – не только модного, но и весьма доходного материала.

Однако, коммерческая выгода не являлась причиной, по которой в России заводили фарфоровое дело. В сохранившихся архивных документах нет данных, которые бы говорили об ожидаемых прибылях, напротив, организация нового дела сразу же была определена в ведомство Кабинета Ее Величества, который занимался сугубо бездоходными предприятиями, требующими субсидий.

Следует учитывать также и то, что организация фарфорового производства оценивалась передовыми людьми, как государственное культурное дело, как открытие новой области русского искусства, имеющей большие перспективы. Иначе это дело не могло бы стать предметом внимания и участия крупнейших деятелей культуры того времени – М. Ломоносова, Д. Виноградова, основателя петербургской Академии художеств И. Шувалова. Тенденции декоративности, присущие русскому искусству середины XVIII века могли найти в фарфоре свое новое воплощение. Фарфор – материал, способный воспроизводить сложные композиции, изогнутые узорные линии, тонкие детали, способный давать живописный и декоративный эффекты. Было задумано на первое изделие нанести надписи: «Первое в России из земли российской» и «Или не имать власть скудельник набрении?» (то есть «Разве не властен гончар над глиною?»).

Произведения императорского фарфорового завода раннего периода принято называть виноградовскими – это вполне справедливо, так как изобретение самого материала, организация производства во всех малейших деталях и работа над изготовлением каждой вещи – дело рук Дмитрия Виноградова. Для истории русской керамики значение этого фарфора первостепенно – в это время были заложены основы традиций, которые определили своеобразие искусства русского фарфора.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекционер антиквариата

News image

Обычно под антиквариатом понимают различные направления и категории старинных вещей, обладающих значительной художественной ценностью. Кол...

Цена Коллекции

News image

Коллекционирование монет это очень увлекательное занятие, которое требует не столько энтузиазма, сколько реальных денежных средств. Не...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Самые известные бриллианты. «Эврика»

News image

«Эврика» – является первым алмазом, случайно найденным в Южной Африке в 1866 году. Изначально алмаз весил 21,25 карата, после огранки его вес снизился до 10,73 ка...

Перегрина Элизабет Тейлор

News image

О жемчужине Перегрина, которая сейчас в собственности голливудской звезды Элизабет Тейлор, уже было написано в сообществе. В коллекции Тейлор много украшений с большой историей. Интересна ис...