Началась история с неприятнейшего происшествия с полотном Ивана Шишкина в 2004 году, которое едва успели снять с торгов крупного аукционного дома в Лондоне. Картина оказалась перелицованной из работы западноевропейского художника Куккука, однако имела сертификат подлинности из Государственной Третьяковской галереи. Подобных картин становилось все больше, и все чаще скандалы делались достоянием публики. В ноябре 2006 года Роскультура приняла решение исключить из устава музеев пункт о проведении коммерческой экспертизы. То есть по сути дела запретила им делать экспертизу для частных лиц — а именно эта услуга является самой востребованной на арт-рынке; в инфраструктуре рынка возникла огромная лакуна. Впрочем, по свидетельству очевидцев, частники продолжали получать у музейных сотрудников так нужные им заключения.
В ноябре 2007 Россвязьохранкультура выпустила Каталог подделок произведений живописи — в настоящий момент опубликованы два тома, в них собраны сведения о поддельных произведениях русской живописи, причем часто имеющих экспертизы московских и петербургских музеев. И вот теперь сделан шаг, теоретически открывающий новые возможности для антикварного рынка. 418 специалистов смогут давать официальные экспертные заключения для коммерческих целей и будут нести ответственность за возможные ошибки.
Правда, 90% экспертов, получивших аттестацию Россвязьохранкультуры, специализируются на произведениях декоративно-прикладного искусства, оружии, музыкальных инструментах и работают в региональных музеях — от Поволжья до Хабаровского края. Кстати, в списках принципиально не указана организация (а это, конечно, в большинстве случаев музеи), в которой работает эксперт. Фамилий крупнейших московских и петербургских знатоков русской живописи XIX — начала ХХ века, к мнению которых прислушиваются крупнейшие покупатели и продавцы, в списке буквально две-три. Однако совсем скоро сертификаты получат еще несколько сотен специалистов, уже подавших комплекты документов на аттестацию.