Сундуки часто использовались не только для хранения ценных вещей, но и в качестве сидений, столов и даже кроватей. Наиболее ранний тип сундука был сделан из полого ствола дерева, для прочности укрепленного железными полосками.
В 13 веке конструкция их стала несколько более усовершенствованной. Сундуки делали из обшивных досок, расщепленных пополам или распиленных по длине и соединенных вместе по форме ящика металлическими или дубовыми гвоздями. Прочность их усиливалась благодаря железной части конструкции, часто с декоративными завитками и замками. Во второй половине 15 века появились рамочные конструкции, в которых более легкие панели помещались в прорези рамы и удерживались там с помощью шипов.
Во всех средневековых домах было холодно и сыро, вне зависимости от статуса владельца, и мебель приходилось поднимать над уровнем пола, чтобы она не прогнивала. По этой причине начиная с 12 века сундуки часто делались со ступеньками (подпорками), смотрящими вниз, наподобие ножек. Они часто украшались резьбой в виде стружек, с помощью резца и зубила на передней панели вырезались романские рельефные аркады.
В период готики резьба, подобно архитектуре, стала более усложненной, передние панели сундуков украшались резными заостренными арками и ажурным рисунком; у некоторых сундуков даже имелись небольшие «опоры», прикрепленные деревянными гвоздями к деревянным ступенькам. В преуспевающих Голландии, Бельгии и Люксембурге процветала торговля шерстью и сукном; дома купцов были обставлены хорошей мебелью, украшенной тонкой резьбой. Во многих английских описях 15 века часто указывались «фландрские сундуки», сделанные в вышеуказанных странах, украшенные резьбой со стилизованной имитацией сложенного белья. Так называемые «тилтингские» сундуки, сделанные во Франции и Англии в 14 и начале 15 века украшены рельефной резьбой с фигурами сражающихся рыцарей в броне.
В настоящее время подобные сундуки стали настоящей антикварной редкостью.
В Италии скромные по виду сундуки использовались не только для хранения вещей; их также ставили попарно вокруг возвышения кровати, в качестве ступеньки к кровати, а также в качестве сидения у стола. Некоторые районы Италии славились своими свадебными сундуками, которые подчеркивали высокий статус владельцев; они были декорированы гербами обеих семей и сценами куртуазной любви. Процветали специализированные мастерские, одной из наиболее известных считалась мастерская Аполлокио Джованни во Флоренции.
Передние панели были разрисованы темперой (смесь пигмента и яичного желтка); в той же технике расписывались запрестольные образы. На них изображались романтические сцены, такие, как «Встреча Соломона и Шебы», часто располагаемые внутри архитектурных перспектив, отражающих интерес к пространственному изображению в эпоху Ренессанса.
Стены больших залов итальянских дворцов часто декорировались живописными панелями, имитирующими дорогие гобелены. Аналогичным образом украшались декоративные подносы (были подносы в честь рождения детей у знатных вельмож). Другим важным видом декорации, который применялся в то время в Италии как для украшения буфетов, так и для панелей сундуков, стала инкрустация. На ней рисунок вырезался из каркасного дерева (часто грецкого ореха), затем заполнялся различными породами цветного дерева например, фруктовых деревьев, тиса и оливкового дерева. Живописные рисунки демонстрировали мастерство в изображении перспективы.