В Эрмитаже открылась уникальная выставка западноевропейской гравюры. Искусствоведы говорят, что никогда еще в музее не выставляли сразу 100 шедевров.
Гравюру часто называют кабинетным искусством. Она не терпит яркого света, влажного воздуха и всеобщего внимания. За это хрупкие картины прозвали недотрогами.
Гравюра - это тот жанр искусства, который показывается необычайно редко. Обычно несколько месяцев проходит выставка, и потом на долгие десятилетия эти шедевры уходят в фонды, хранятся в папках , - говорит Владимир Матвеев, заместитель директора по выставкам и развитию Государственного Эрмитажа.
Гравюра долгое время считалась элитным и очень дорогим искусством. Заказчики выкладывали целые состояния за портрет в такой технике, а художники этим зарабатывали состояния. К примеру, Ван Дейк сделал десятки портретов знаменитых современников.
У Эрмитажа самая большая коллекция гравюр XVI, XVII и XVIII веков. По словам экспертов, этот период в европейском искусстве похож на вспышку.
Самая яркая жемчужина этой коллекции - автопортрет Рембрандта, сделанный в 1639 году. Художник, облокотившийся о барьер, смотрит вдаль. Искусствоведы говорят, что эта работа по-новому открыла мастера - уже не как художника, а как обыкновенного человека, на лице которого читается усталость и грусть.
Императрица Екатерина Великая лично отбирала гравюры для эрмитажного собрания. Современники еще тогда отмечали ее тонкий и изысканный вкус. Автопортреты Тициана, Микеланджело, Пуссена - это лишь часть того, что достали из запасников. Всего на выставке 100 работ. Так что для зрителей еще остается интрига.