Проходя мимо витрины ювелирной лавки, невольно останавливаешь свой взор на серебряных изделиях с нанесенным орнаментом. Словно тонкой кистью с черной краской обведены морозные узоры на серебряном стекле. Взглядом очерчиваешь каждый завиток черни по серебру, пытаясь уловить каждую деталь. Украшения из серебра с чернью прекрасно оттеняют нежную женскую кожу, а изделия для мужчин подчеркивают статус и индивидуальность стиля. Столовое серебро создано с нотой аристократизма, по-королевски роскошно, и достойно коллекции фамильных драгоценностей.
Чернь по серебру - немного истории
«Ах, чернь по серебру, - Земля на фоне неба!..» Известно, что технику «чернение» при декорировании серебряных изделий широко применяли мастера, жившие в V веке до нашей эры на территории Северного Причерноморья. Тому свидетельствует множество археологических находок в виде серебряных изделий с чернью. Тем не менее, особой популярностью этот вид гравировки пользовался на Руси в X веке, начав свой славный путь в городе Чернигов. Мастера многих русских городов, таких как Великий Новгород, Москва, перенимали секреты чернения металлов друг у друга, совершенствуясь в искусстве. Эпоха Возрождения способствовала распространению данного вида декора за пределы территории Руси, особенно популярно было оружие, украшенное черненым орнаментом. В XVIII веке пальму первенства по искусству чернения серебра приняли мастера Великого Устюга, образовав художественный центр. Особым спросом пользовались серебряные табакерки, подносы, бокалы, чарки, всевозможные шкатулки и коробочки для туалетных принадлежностей, украшенные черненой гравировкой. Традиции нанесения рисунка на металл сохранились до наших дней, в основном, благодаря мастеру М. Кошкину и его ученику М. Чиркову, живших в XIX веке в Великом Устюге, и передавших свои навыки последующим ученикам. Особенность устюжского чернения - уникальная технология приготовления и сплавления черни и драгоценных металлов, что придает особую прочность и цветовую насыщенность орнаменту. Мастера в основном используют растительные узоры, а также вводят изображения мифологических животных, птиц и зверей.
Мировая известность черни по серебру
Ювелирные изделия из серебра с чернью пользуются особой популярностью. Их приобретают для музейных коллекций, выставляют в качестве лотов в известных аукционных домах. Например, на аукционе в доме «Сотбис» была выставлена серебряная с чернью супница 1795 года, из разряда «всплывшее эмигрантское серебро», клейменная мастером Семеном Кузовым. Первоначальная оценочная стоимость была 30 тысяч долларов, однако новоиспеченному владельцу она досталась за 338,5 тысяч долларов.
При выборе столового серебра для фамильных коллекций особой популярностью пользуются российские марки «Кубачи» и «Северная чернь». Однако европейские ювелирные дома также не отстают, и что касается ценовой политики, то на порядок обгоняют отечественных мастеров. Например, французское столовое серебро, марка «Christofle», на двенадцать персон стоит порядка 18-24 тысячи долларов. Для сравнения, подобный набор из 157 предметов на двенадцать персон марки «Северная чернь» стоит менее чем 18 тысяч долларов.
Мода на серебряные украшения вновь возвращается. Они отлично сочетаются как с повседневной одеждой, так и прекрасны в качестве дополнения вечерних туалетов. Раньше серебряные изделия считались привилегией молодежи, в силу своей недороговизны. Однако все чаще представители высших слоев общества начинают обращать свои взоры в сторону этого благородного металла. Украшения из серебра с чернью пользуются широкой популярностью, и подчас приобрести эксклюзивный шедевр в виде серебряного колье, или браслета с чернью может позволить себе не каждый.
Так, например, серебряное с чернью кольцо петербуржского производства в виде «черепашки» стоит около 1000 долларов. А настольная фигурка «зебра» знаменитой марки «Buccellati», выполненная также из серебра с нанесением черни, стоит по предварительной оценке 500 долларов.
Серебряные ювелирные изделия из серебра с чернью актуальны и в наши дни. Благородство металла и искусство мастеров не оставит равнодушным ни одного ценителя и любителя серебра. Каждый найдет свое «серебро с чернью».
Кубачинское серебро: мудрость ювелиров и блеск холодного металла
15.04.2010 г.
Роскошь и загадка, восточная мудрость и аристократизм - все это заключается в двух словах «кубачинское серебро». Серебряный браслет на нежной женской руке притягивает и завораживает замысловатым переплетением узора. Хочется разгадать эти ювелирные знаки, постичь их тайну, не отрывая взора от блеска драгоценного металла.
Кубачинское серебро - изделия ручной работы, что придает им особую изысканность, шарм и престиж. Истинных женщин порадует разнообразие украшений: браслеты, кольца, подвески, а настоящих мужчин вдохновит на подвиги серебряный кинжал с рукоятью из слоновой кости, инкрустированной драгоценными камнями.
«Кубачи» по праву является брендом в мире эксклюзивных ювелирных произведений из серебра.
Кубачинское серебро в истории
Кубачинское мастерство названо так по месту возникновения ремесла - дагестанский аул Кубачи. В античные времена древние греки разрабатывали рудники на территории Кавказа, добывали драгоценные металлы, в том числе серебро, и здесь же занимались изготовлением ювелирных изделий. Так местные жители переняли искусство владения металлом. Тем не менее, о самостоятельных кубачинских мастерах стало известно из трудов арабского историка Аль-Масуди, жившего в X веке. По его рассказам на территории нынешнего аула Кубачи проживали ремесленники - кольчужники, изготавливавшие не только великолепные по своим защитным свойствам кольчуги, но и лучшее боевое оружие. Отсюда и пошло название «Кубачи», что в переводе с турецкого языка означает «оружейных дел мастера» или «кольчужники». Согласно легендам, именно кубачинские ремесленники создали для русского князя Мстислава меч, а для Александра Невского - щит. В нескольких мировых музеях хранятся произведения ювелиров из горного аула. Например, в лондонском музее Виктории и Альберта есть коллекция холодного оружия, принадлежавшая некогда английской королеве Виктории. К ней она попала в качестве подарка от Александра III, специально заказавшего для этого случая работу у кубачинских мастеров.
По мере осваивания серебра, ювелиры производили великолепные украшения и металлическую посуду. Купцы увозили драгоценный товар по всему свету, распространяя славу о кубачинских местах. Наибольшую популярность приобрели «свадебные» украшения женщин Кавказа. Первые браслеты, нагрудные ожерелья, кольца и подвески, дошедшие до наших дней, принадлежат мастерам XVII - XVIII веков. Это не привычные изящные драгоценности с растительным черненым орнаментом, а массивные серебряные изделия, инкрустированные бирюзой, альмандинами. Такие украшения одевались только на свадьбу, и переходили от поколения к поколению.