antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы старины Иконография Иисуса Христа



Иконография Иисуса Христа

иконография иисуса христа

Вопрос о подлинном облике Иисуса Христа долгое время занимал умы христиан, начиная со времен первых его последователей. Констанция, сестра византийского императора Константина, жившая в начале IV века, разыскивала среди изображений Христа подлинное и обратилась в cвязи с этим к Евсевию Кесарийскому (263-339), который ответил, что образ Христа не по силам человеческой живописи и что необходимо обратиться к внутреннему созерцанию. Действительно, евангелия не оставили нам описания облика Иисуса Христа. Свидетельства других авторов, и в частности Тертуллиана, жившего на рубеже II-III веков, позволяют говорить о том, что складывались два типа представлений. Одно основывалось на образе исторического Иисуса Назорея с ярко выраженными сиро-палестинскими чертами, другое - на идеализированном греко-римском образе. Начало второй, более поздней традиции положил Иоанн Златоуст (354-407), заявивший, что Иисус был прекрасен. Однако иконография Иисуса Христа складывалась не только в поисках его достоверного облика, но главным образом в поисках адекватного выражения его богочеловеческой сущности.

В эпоху раннего христианства, когда новая религия подвергалась гонениям, сложилась эзотерическая система представлений о Христе, использовавшая аллегорические и символические изображения. Например, часто встречается образ агнца, восходящий к ветхозаветным представлениям о жертвенном животном и непосредственно к словам евангелиста Иоанна. Иногда можно видеть изображения Агнца в нимбе и с крестом, стоящим на холме, из которого истекает четыре водных потока. Холм символизирует Голгофу либо, по другим толкованиям, Церковь Христову, святые евангелия и четыре райские реки. Искусство раннего периода знает также такие устойчивые символы, как рыба, якорь, птица, сосуд, хлеб, крест и буквенные аббревиатуры.

Поиски адекватного портретного образа Иисуса привели к установлению одного из основных в христианском искусстве типов изображения - так называемого Нерукотворного Образа, или Святого Убруса. В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа: одна из них была распространена на Западе, другая - на Востоке.

В первой повествуется о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла лик спасителя своим платком, когда он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом лик Христа запечатлелся на ткани. Западная иконография, а с XVII века и русская, изобилует изображениями праведной Вероники, держащей в руках плат с запечатленным ликом. Вторая история приводит нас в восточный город Эдессу, где царем был Авгарь. Заболев проказой, царь долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Услышав о Христе, он посылает к нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести ему чистый холст, Спаситель прикладывает cвой лик к ткани и его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись к нему, тут же получает исцеление от своей страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню. Когда однажды город осаждают враги и исход битвы неясен, Авгарь приказывает замуровать святыню в стену над воротами, дабы она не досталась врагу и не была осквернена. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо - изображение проходит как бы сквозь толщу стены и отпечатывается на фасаде. Видя это непонятное явление, враги поворачивают в страхе от стен города, отказавшись от осады. Таким образом, чудотворный лик спасает и царя, и целый город.

В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа - Спас на убрусе , то есть на куске ткани (обычно плат завязан в углах узлами, подчеркнуты складки, обозначена кайма и т.д.), и Спас на чрепии , то есть на черепице или камне, когда фоном для лика становится стена или нейтральный фон. Во всех вариантах главное - это нерукотворный лик Иисуса Христа.

Основные элементы Спаса Нерукотворного: лик, преувеличенные, с характерным взглядом глаза, крест на нимбе, состоящий из девяти линеечек, означающих 9 ангельских чинoв, славу Божию, а также греческие буквы, обозначающие Сущий . На фоне - буквы славянские, означающие сокращение имени Иисус Христос. Этот набор элементов практически всегда сохраняется как ядро иконографии, на это ядро наслаиваются другие элементы - плат, надпись молитвы, ангелы, держащие плат, образ святой Вероники.

На сегодняшний день иконография Иисуса Христа весьма обширна, однако центральное место занимает изображение Иисуса Христа восседающим на престоле. Этот репрезентативный образ сложился в эпоху торжества христианства под влиянием существовавших канонов изображения римских императоров. В византийском искусстве изображение Христа на престоле получило название Пантократора , то есть Вседержителя. Классическая схема может быть представлена по мозаике в люнете перед входом в храм святой Софии в Константинополе, датируемая 886-912 годами. На ней изображен в строго фронтальной позе Христос, восседающий на троне с высокой спинкой. Черты лика соответствуют сиро-палестинской традиции изображения Христа в зрелом возрасте. Вокруг головы - крестчатый нимб. Пальцы правой руки сложены для благословления, левой рукой Иисус поддерживает раскрытое Евангелие, которое стоит у него на колене. Он одет в хитон с клавом и гиматий, у ног его - коленопреклоненный император Лев VI. В подобных изображениях обычно ноги Христа поставлены на подножку, а на листах раскрытого Евангелия начертаны слова: Аз есм свет всему миру - из евангелия от Иоанна. Встречается вариант с изображением Христа на престоле с крестом в левой руке, вместо Евангелия. Близок ему по значению образ Христа-Оратора, который изображается стоящим в рост с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; он получил в русской иконографии название Спаса Смоленского. Изображение Вседержителя предполагает два варианта: в рост и полуфигуру, то есть поясное. Становление различных форм деисусной композиции привело к появлению на основе поясного извода оплечного и оглавного изображений Христа, которые известны по иконам с XII столетия.

В основу иконографической схемы композиции Спас в силах , которая является замковым камнем сложнейшей конструкции иконостаса, положено явление Господа Вседержителя пророку Иезекиилю. Явление Божьей славы передается на иконе в виде символических фигур - геометрических и изоморфных, они обозначают различные силы небесные, земные и небесные уровни. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал, мандорла) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция, что символизирует соединение во Христе антиномических начал - его божественной и человеческой природы, непознаваемости и воплощения, милости и истины, огня духа и воды живой.

Красный нижний квадрат означает землю - четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны света, четыре стихии и т.п.). В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Символы распределяются следующим образом: ангел символизирует евангелиста Матфея, телец - Луку, лев - Марка, орел - Иоанна. Следующая фигура - синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинoв, как их именует Ареопагит. Нередко этот небесный свoд изображается как бы затканным ангельскими головками. Собственно, все, что изображено вокруг фигуры Христа, и есть изображения небесной иерархии - подножие престoла с колесами и даже сам престoл тоже не что иное, как изображение различных небесных сил. Один из чинoв ангельской иерархии так и называется престoлы , другие также носят весьма показательные названия: силы , власти , начала и т.д. И всех их заключает в себе данная иконографическая схема.

Фигура самого Христа окружена изображением красного ромба. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу божества. Обычно Спаситель облачен в одежды двух цветов - красный хитон и синий гиматий, что символизирует соединение двух природ, божественной и человеческой, иногда - в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую книгу. Образ книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных, и Книги Откровения. Это и Книга Завета и Закона - Библия и собственно Евангелие - Благая Весть, которую в мир принес Спаситель. И, наконец, символ самого Иисуса Христа, который есть Слово Божье, пришедшее в мир.

В русских храмах образ Спас в силах становится центром не только иконостаса, но и всего храма, отчасти повторяя изображение Христа-Пантократора в куполе. Нередко Спас в силах является центром отдельных икон, также носящих название Предста Царица . Сцена строится по типу деисуса: перед Христом, восседающим на троне и облаченном в царские одежды, с короной на голове, предстоит Богоматерь в образе царицы. В композиции Предста Царица Христа в образе царя стали впервые заменять Христом в образе архиерея.

На иконах типа Царь царем или Христос Великий Архиерей Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип имеет западное происхождение и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. Образ имеет апокалиптическую трактовку, художники пытаются запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова. Любовь к прямолинейным символам и аллегориям в XVII веке сказалась в несколько нарочитом выделении некоторых деталей - меч, исходящий из уст Христа, имя, написанное на бедре, и других.

Иконография Господских и Богородичных праздников, в которую составным элементом непременно входит и образ Христа, основывается на общепринятой схеме - Спаситель изображается средовеком в одеждах красно-синего цвета. Исключение составляют такие композиции, как Успение и Сошествие в ад , где Христос изображается в одеждах золотого цвета, Преображение , где Спаситель в белых одеждах. В сценах Страстей Господних принято изображать Христа обнаженным в одной набедренной повязке; точно так же Его рисуют в композиции Крещение/Богоявление , здесь может отсутствовать даже повязка на чреслах.

Кроме традиционного, так называемого исторического типа Христа, существуют иконографии, в которых Спаситель представлен в виде младенца или отрока, такой тип именуется Спас Эммануил . Имя Эммануил появляется в Библии, в словах пророчества Исайи и означает с нами Бог . Это имя относится прежде всего к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы. Яркий пример тому иконы Ярославская Оранта или Курская Коренная . Тот же младенческо-отроческий тип Христа вошел во все богородичные иконы. Тип Христа Эммануила появился в иконографии довольно рано. Самостоятельное значение приобретает этот иконографический тип в ранних домонгольских, оглавных, так называемых ангельских деисусах , где Спас Эммануил изображен с предстоящими ангелами. Видимо, подобные композиции использовали для низких алтарных преград, когда высоких иконостасов на Руси еще не было. Тема Предвечного Младенца, Эммануила, развивается в иконографии XIV века в византийском и балканском искусстве. На Руси также была известна эта иконография, например, Соловецкая икона середины XVI века. На вершине горы, на ложе возлежит Спас Эммануил, над ним парит ангел с опахалом. Одесную Христа - Богородица (по отношению к зрителю Богородица расположена в левой части иконы), напротив нее архангел, держащий крест. Можно предположить, что здесь изображен архангел Гавриил, поскольку в паре с Богородицей обе фигуры повторяют схему Благовещения, открывшего миру тайну Воплощения и спасения.

Развитие иконографии способствовало тому, что в сознании верующих облик Иисуса Христа приобрел устойчивые черты. Динамика становления образа на протяжении веков дает представление о большом диапазоне колебаний - от ранних средневековых образов, основанных на утверждении о некрасивости внешности Спасителя, в противовес внешней чувственной красоте античных богов и героев, вплоть до сладостной красоты живоподобных ушаковских икон и сусальных софринских образков. Однако между этими крайними точками мы находим тип, выработанный в Византии, в котором мужество и милосердие, аскетизм и классическая правильность черт соединены весьма гармонично.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Цена Коллекции

News image

Коллекционирование монет это очень увлекательное занятие, которое требует не столько энтузиазма, сколько реальных денежных средств. Не...

Коллекционер антиквариата

News image

Обычно под антиквариатом понимают различные направления и категории старинных вещей, обладающих значительной художественной ценностью. Кол...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Tiffany

News image

В 1837 году уроженцы Новой Англии, школьные друзья Чарльз Тиффани и Джон Янг, переехали в Нью-Йорк. У состоятельных родителей они заняли 500 долларов и на Бр...

Шкатулки и яйца Карла Фаберже (копии)

News image

Изделия с клеймом Карла Фаберже вызывают восхищение как неискушенных зрителей, так и тонких ценителей и коллекционеров. Свой блистательный путь фирма начала в 1842 году, когда в ...