antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы старины Трофеи Аполлона



Трофеи Аполлона

трофеи аполлона

Археология войны. Возвращение из небытия в ГМИИ имени А.С.Пушкина

Даже если бы за этой выставкой не стояла Ее Величество История, все равно показ великолепной коллекции античной пластики в Москве стал бы событием. Вероятно, и тогда случилась бы сенсация в музейном мире. А Пушкинский музей следовало бы поздравить с замечательным, прямо-таки выдающимся прибавлением семейства . Равно как специалистов - с вводом в научный оборот важного и весьма интересного пласта памятников материальной культуры. Войдя в Зал античных подлинников , где раньше демонстрировались мраморы Северного Причерноморья, а в последние годы - золото Трои Генриха Шлимана, даже человек неискушенный мгновенно оценит столичный уровень коллекции, превосходное качество памятников, которых собрано здесь видимо-невидимо. И ведут они зрителя от греческой архаики к классике, из Эллады в Рим и далее, в Египет и прочие провинции Римской империи, от этрусков к эпохе эллинизма.

Однако недаром выставка открылась в канун Дня Победы - праздника с сединою на висках . Красноречиво и название Археология войны. Возвращение из небытия . И привкус горечи был бы ощутим в вине, если бы - пофантазируем - им можно было наполнить сосуды, аккуратно расставленные в витринах. Теперь уж и не поверишь, какими обугленными и грязными, черными от копоти, седыми от пыли и приставшей земли, словом, совсем не походящими на нарядные экспонаты, ныне явленные пораженной публике, прибыли они в ГМИИ 60 лет назад. Десятки мешков были набиты чем-то вроде строительного мусора: куски камня, бронзы и стекла, битые черепки, раздавленные осколки плитки в пятнах смолы и мазута. В довершение вся эта рухлядь была грубо завернута в полуистлевшие немецкие газеты и плакаты. Газеты успели выйти до того момента, как Берлин был захвачен войсками Красной Армии. А древние статуэтки и вазы, как потом установили по документам, перед штурмом столицы Германии находились в бункере в районе Берлинского зоопарка. Накануне капитуляции гитлеровцы взорвали бункер, ничуть не заботясь о том, что в нем была спрятана часть прославленной коллекции античных древностей из Берлинского музея (все справочники называют ее утраченной безвозвратно).

- При виде этой пыли, этого праха руки могли опуститься даже у специалистов, - вспоминает свидетельница тех событий, директор ГМИИ Ирина Антонова. И подчеркивает: вряд ли кто-то осудил бы сотрудников музея, если бы те вынесли вердикт: трофеи, лишенные каких бы то ни было опознавательных знаков и номеров, не подлежат восстановлению. Однако у музейщиков психология особая - они будут до последнего биться за то, чтобы вернуть вещи к жизни. Поэтому вновь прибывшие сокровища решили оставить в музейном хранении. Правда, как и все трофейное искусство , осененные грифом секретности, полвека они так и пролежали - чумазые, неразобранные и уж, конечно, без всякой реставрации. Их сослали в хранилище ГМИИ в Загорске, на территории Троице-Сергиевой лавры.

Когда же здания лавры были переданы Русской православной церкви, трофеи переехали на Волхонку: ни много ни мало 18 ящиков руинированных памятников! Но и в помещении музея они оставались скорбными переселенцами . Пока наконец в 1999 году доктор искусствоведения Людмила Акимова не отважилась взяться за эти трофеи. На помощь были призваны, помимо реставраторов ГМИИ, специалисты Всероссийского художественно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря, Третьяковской галереи, Строгановского училища. На протяжении последнего года работа кипела, но что это была за работа! Без ложного пафоса именно реставраторов я бы назвала истинными героями выставки: буквально из праха им пришлось восстанавливать кратеры, стамносы, килики, статуэтки, украшения из бронзы и резной кости, собирая их, как паззл, подгоняя осколок к осколку, находя законное место крошечным фрагментам прежних композиций. Л.Акимова проделала гигантский труд - сгруппировала груду черепков и обломков по категориям и хронологии, выявила сохранившиеся следы орнамента и надписи. На выходе - прекрасно изданный научный каталог, где вдвое больше произведений, чем в экспозиции: кое-что решили не показывать в силу нехватки места или однотипности памятников.

И сейчас же, как только выставку открыли, возникла интрига: что уже воссоздано и сколько еще шедевров в этой коллекции? А если учесть, что, как шутит замдиректора ГМИИ и его главный археолог Владимир Толстиков, выставлено 350 предметов, воссоздано 600 и еще лежит 6 тысяч фрагментов, можно ожидать новых открытий. Музей намерен продолжить работу и через несколько лет (но не раньше!) подвести итоги, уточнив число восстановленных памятников.

...Реставратор Людмила Левко водит меня от витрины к витрине, показывая терракотовые статуэтки танцовщиц и животных, вылепленную заново ойнохою (расписной сосуд), черно - и краснофигурные вазы. Все эти предметы ей довелось не просто держать в руках - крутить во все стороны черепки, ломая голову, как сопрягаются между собой фрагменты. Белые и бежевые фигурки были совсем черными, красный цвет погас под сажей... К счастью, порой сам сосуд подсказывал, как он должен выглядеть: стоило склеить разбитое горлышко, и рисунки начинали складываться воедино. А прежде эти драгоценные обломки очищали от сажи, грязи, горелой смолы, да не все и отошло: так, при пожаре гудрон въелся намертво в красные бока вазы...

Стоит ли говорить, как ценна эта коллекция и что вообще означает античность для мирового искусства. Взять хотя бы маленькую фигурку юноши с гранатовым яблоком в руке (вероятно, Аполлона): эта бронзовая статуэтка - великолепный образец пластики, способный выдержать увеличение до размеров монумента! В числе наиболее значимых предметов и чернофигурный кратер, где с одной стороны изображена борьба Геракла с морским богом, а с другой - Дионис со свитой; и находки из раскопок Олимпии, и амфора мастера Дария из Апулии с редкой сценой похищения Лаем Хрисиппа. На весь мир был знаменит аттический краснофигурный стамнос Копенгагенского мастера со сценой убийства Эгисфа Орестом и Электрой (он считался погибшим в годы войны); позднеклассический бронзовый Зевс из Додоны происходил из святилища в северной Греции. На выставке - краснофигурный кратер 420-х годов до н.э., до войны находившийся в музее замка Готы. Автор росписи - Мастер Диноса, ученик крупнейшего вазописца эпохи Перикла мастера Клеофона, создал композицию с Гермесом и пляшущими панами...

Глядя на воскресшие терракоты и бронзы, задаюсь сакраментальным вопросом: а много ли еще у ГМИИ трофеев войны? Ведь произведения искусства из германских коллекций хранятся здесь с июля 1945 года. Их доставляли в Москву спецэшелонами по решению советской Контрольной комиссии (единственного на тот момент органа власти в советской оккупационной зоне Германии) - в возмещение ущерба, причиненного СССР фашистскими оккупантами. Упаковку и транспортировку поручили специально выделенным войсковым подразделениям. Для отбора памятников и определения их художественной ценности из Москвы в Берлин откомандировали группу экспертов, в их числе были сотрудники Пушкинского музея: светило в области античного искусства и археологии Владимир Блаватский и реставратор Сергей Чураков.

- Среди наиболее значительных произведений, поступивших в этот период в ГМИИ, - 763 полотна из собрания Дрезденской картинной галереи, драгоценные экспонаты из троянской коллекции Шлимана и другие археологические памятники из Музея древнейшей и ранней истории в Берлине, - говорит В.Толстиков. - По рассказам сотрудников нашего музея, с 1945-го по 1949 год местонахождение памятников, вывезенных из Германии, не было тайной. Крупные военные, партработники, известные ученые и художники получили тогда возможность осмотреть перемещенные ценности. Ситуация изменилась в 1949 году, после образования ГДР: Правительство СССР решило возвратить перемещенные памятники искусства в качестве дружественного дара молодому немецкому демократическому государству . С 1955-го по начало 1960-х годов не менее полутора миллионов памятников, происходивших из восточных областей Германии и восточной части Берлина, было передано в ГДР. В их числе - Готская библиотека, спасенные нашими солдатами из соляных шахт шедевры Дрезденской картинной галереи, хранившиеся в ГМИИ, и мраморные фризы Пергамского алтаря, попавшие в Эрмитаж... Однако к началу 60-х годов этот процесс был приостановлен, и часть памятников осталась в запасниках ГМИИ, Эрмитажа, других музеев СССР.

До сих пор в ведомство Аполлона, говоря высокопарно, или в открытый публике фонд попала лишь малая толика того, что вывезли из разрушенного Берлина. С 1960-х специальная инструкция об особом фонде и режиме хранения перемещенных художественных объектов запретила доступ к этим предметам всем, кроме хранителей. Памятники уподобились заключенным в зоне строгого режима: их нельзя было не только экспонировать, но и разглашать информацию о них. И так - вплоть до 1992 года.

- Бурные события рубежа 1980 - 90-х годов привели к тому, что в мае 1996 года в ГМИИ им. А.С.Пушкина была открыта выставка Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана , - продолжает археолог. - Уже в процессе подготовки к ней музей позволил ученым из Германии, Великобритании, Греции, Турции подробно ознакомиться со всеми экспонатами. Исчерпывающую информацию о происхождении, характере и составе троянской коллекции предоставили и мировым СМИ. Открытие выставки стало подлинной международной сенсацией.

Но тут последовал протест из Германии: она потребовала у России возврата троянских древностей. Так эта первая в своем роде выставка в стенах ГМИИ без преувеличения обозначила всю остроту проблемы художественных ценностей, перемещенных в СССР. Ситуацию осложняло и то, что вопрос о статусе этих памятников тогда еще не имел правовой регламентации в российском законодательстве. Пожалуй, золото Трои подтолкнуло к принятию в 1998 году Закона О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ .

За раритеты Археологии войны сегодня можно не опасаться. Их судьба ясна: они не должны стать предметом ожесточенных споров, как приснопамятная Балдинская коллекция. К счастью, у них - надежное пристанище и заботливые хранители. И что особенно отрадно, спасенные антики наконец обрели зрителей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Антиквариат: нумизматика

News image

В нашей жизни не слишком много настоящих страстей, именно поэтому коллекционирование по праву занимает одно ...

Коллекции великих тиранов

News image

22 октября 1943 года на Пушкинской улице в Москве собрались академики, сановные живописцы и архитекторы, ис...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Ювелирные изделия: особенности инвестирования

News image

Правильно подобранные ювелирные украшения не только выполняют собственно декоративную функцию, но еще и являются прекрасным объектом для инвестиций. В качестве достойных объектов для вложения средств специалисты на...

Самые известные бриллианты. Куллинан

News image

Самый большой бриллиант был найден в 1905 году в британской колонии Трансвааль. Его вес составлял 3106 карат (621,2 г.), а стоимость равна стоимости 94 тонн зо...