antikvaram.ru Антиквариат
Главная Ювелирные украшения Фирменное излишество


Фирменное излишество

фирменное излишество

В начале февраля 2004 года стало известно, что российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел у семьи Форбс (наследников основателя журнала Forbes Малькольма Форбса) уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже, в том числе девять императорских пасхальных яиц.

Коллекция должна была пойти с аукциона Sotheby`s в апреле, но бизнесмену (точнее, специально им созданному некоммерческому фонду Связь времен ) удалось договориться о том, чтобы коллекцию сняли с торгов и продали ему. Сумма сделки не разглашалась, хотя, по некоторым данным, она превысила $100 млн.
В мае в музеях Московского Кремля прошла выставка Фаберже: утерянный и обретенный , на который были показаны купленные Виктором Вексельбергом императорские пасхальные яйца. Затем началось выставочное турне по российским городам (в декабре коллекцию показывали в петербургском Эрмитаже). По некоторым данным, после завершения турне будет открыт специальный музей, в котором будет выставлена коллекция.

Вообще-то идея дарить на Пасху драгоценные сувенирные яички родилась не у Карла Фаберже или Александра III. Во Франции Людовик XIV дарил своим придворным куриные яйца, расписанные придворными художниками — знаменитыми Ватто и Буше. Во Франции же, уже при Людовике XVI, появились первые ювелирные подарочные яйца. Правда, в католической Европе традиция обмениваться яйцами не была так тесно связана с Пасхой, как в православной России (символ Воскресения Христова в Европе — пасхальный заяц). Тем не менее именно европейское яйцо-сюрприз XVIII века вызвало у императора Александра III мысль подарить нечто подобное на Пасху своей супруге, Марии Федоровне. Император увидел упомянутое яйцо на Художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 году, принадлежало оно датской королевской семье. Его скорлупа была сделана из слоновой кости, желток — из золота, а внутри — курочка-сюрприз со вложенными в нее крошечной короной и бриллиантовым перстнем. Александр III хотел нечто подобное, но не копию. В итоге первое императорское яйцо, подаренное Марии Федоровне, было покрыто белой опаковой эмалью, внутри сидела золотая курочка, в которой, в свою очередь, помещались миниатюрная копия императорской короны и рубиновое яичко-подвеска (сейчас в коллекции фонда Связь времен , созданного российским бизнесменом Виктором Вексельбергом). Мария Федоровна получила Яйцо с курицей только в 1885 году: Александр III долго не мог найти достойного исполнителя своего замысла. Пока не появился Карл Фаберже.

На службе его яичества

В 1882 году золотую медаль Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве получил 36-летний ювелир Карл Фаберже — за копии золотых изделий, найденных при раскопках в Керчи и хранившихся в императорском Эрмитаже, и серию модных украшений собственного дизайна. Главное, что в них поразило современников,— необычайная тонкость и техничность работы, а также оригинальность выдумки. В 1885 году (после первого яйца) Карл Фаберже стал именоваться поставщиком императорского двора. В последующие годы он собрал золотые медали на всех европейских выставках, а в 1900-м, на Всемирной выставке в Париже, был уже членом жюри и получил орден Почетного легиона.
Фирма Фаберже была основана в 1842 году уроженцем города Пярну (тогда — Пернов) Густавом Фаберже. С 1872 года семейный бизнес возглавил его сын, Карл. Под его руководством мастерская и магазин в адмиралтейской части Петербурга обзавелись отделениями в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Карл Фаберже был не только талантливым ювелиром — он был отличным менеджером. Он сманил к себе лучших московских и петербургских золотых и серебряных дел мастеров, миниатюристов, скульпторов. Обладание произведениями его мастерской уже тогда (не говоря уже о сегодняшнем времени) стало чем-то вроде знака причастности к высшему кругу. Изделиями фирмы Фаберже владели не только датский король и королева, королева Великобритании, но даже император далекого Сиама. Фирма Фаберже делала не только уникальные драгоценные вещи — множество мастеров работали с фирмой по контракту (в своих мастерских) и производили столовое серебро, галантерею, безделушки стоимостью от нескольких рублей. Но все это никогда не опускалось до уровня ширпотреба.

Красивые и барочные

С 1885 по 1916 год фирмой Фаберже по императорским заказам сделано 50 яиц. Сначала их делали по одному в год — для императрицы Марии Федоровны. С 1895 года, когда императором стал Николай II, он стал заказывать по два — для матери и для супруги, Александры Федоровны. Задача была не из легких: дизайн пасхальных подарков не должен был повторяться, а сюрпризы должны были удивлять снова и снова. При этом только в исторических стилях: модерн Фаберже не любил, да и негоже было увлекаться новомодными штучками, работая по императорскому заказу.
Фирма Фаберже с честью справилась с этой задачей — во многом благодаря таланту ювелира Михаила Перхина. Михаил Перхин (1860-1903) пришел в фирму в 26-летнем возрасте. Русский крестьянин, самоучка, он выполнял свои работы с большим усердием и фантазией. Он отвечал за создание пасхальных яиц по императорскому заказу вплоть до своей смерти в 1903 году. Среди исторических стилей он больше всего любил барокко, и именно его произведения считаются самыми лучшими. В 1903 году преемником Перхина на посту ведущего мастера стал его главный помощник Генрик Вигстрем, который занимал этот пост до закрытия фирмы в 1917 году. В своих изделиях Вигстрем любил воспроизводить элементы стиля Людовика XVI, а также стиля ампир. Его изделия получались более помпезными и суховатыми. Мастерской драгоценных камней руководил Август Хольмстрем, он работал в фирме несколько десятилетий и отвечал за произведения, украшенные ювелирными камнями, в том числе пасхальные яйца. Наиболее крупный вклад он внес в работу над яйцом Двенадцать вензелей , которое Александр III подарил своей жене в день их серебряной свадьбы в 1892 году. В 1903 году на место Августа пришел его сын Альберт, унаследовавший таланты отца.

Награда за замужество

Пасхальные яйца-подарки, созданные по императорским заказам, пробуждали чувство зависти аристократии и нуворишей. Кроме 50 императорских фирма Фаберже изготовила по одному яйцу для нефтепромышленника Эммануила Нобеля (племянника Альфреда Нобеля, изобретателя пороха и Нобелевской премии), княгини Зинаиды Юсуповой (по заказу ее супруга — князя Феликса Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон), герцогини Мальборо (в девичестве Консуэла Вандербильд). Семь яиц было сделано для Варвары Кельх (в девичестве купеческая дочка Базанова): ее супруг Александр Кельх с 1898 по 1904 год заказывал для нее у Фаберже пасхальные подарки. Некоторые из яиц Варвары Кельх схожи с яйцами императрицы Марии Федоровны — она явно хотела быть не хуже царицы. В 1905 году Варвара Кельх сбежала от супруга-дворянина в Париж, прихватив с собой все яйца; после ее смерти они были распроданы в Париже. Кроме того, фирма Фаберже делала и еще более простые яйца, без сюрпризов, которые продавались в магазинах фирмы.

В темном и прохладном месте

Принадлежавшие императрицам пасхальные яйца Фаберже перевезли из Зимнего дворца в Кремль осенью 1918 года — вместе с другими коронными драгоценностями. Все личные драгоценности Романовых были инвентаризированы и упакованы в ящики. Так они пролежали в Оружейной палате до зимы 1922 года, когда была создана специальная комиссия по оценке их стоимости. Яйца вместе с венчальными императорскими коронами перевезли в Гохран — помимо сбора и хранения в задачи этой организации входил сбыт реквизированных ценностей эпохи царизма. Все эти ценности должны были быть проданы — чтобы молодая советская республика могла купить хлеб и тракторы. Летом 1923 года состоялась первая попытка: пасхальные яйца вместе с коронными драгоценностями показали представителям одной французской ювелирной фирмы. Но те предложили слишком мало. В 1925 году Гохран взялся за дело серьезнее: состоялась выставка, был выпущен альбом Алмазный фонд СССР (к этому времени все яйца снова перекочевали в Кремль). Рекламная кампания дала плоды: год спустя, в 1926 году, часть Алмазного фонда (измерявшаяся не по числу предметов, а по весу — 9 кг) была за Ј50 тыс. продана английскому антиквару Норману Вайсу. Господин Вайс продал ценности Christie`s, и в марте 1927 года аукционный дом выставил все это на торги в Лондоне. На следующий аукцион, который прошел в январе 1932 года в Берлине, попали семь пасхальных яиц Фаберже, числившихся по разряду малоценные . В итоге в начале 1930-х было реализовано 11 императорских пасхальных яиц. В 1933 году специально созданная для работы с зарубежными покупателями организация Антиквариат отобрала еще четыре яйца, но проданы были только два из них. Точного списка всех проданных императорских пасхальных яиц не существует и по сей день, а их количество можно определить только методом вычитания: в Оружейной палате Московского Кремля ныне хранится десять яиц. Из пятидесяти.

Лекционные экземпляры

Традицию выставлять изделия фирмы Фаберже для всеобщего обозрения завели еще Романовы (на фото — выставка изделий из коллекций высочайших особ в Санкт-Петербурге в 1902 году)

Главными действующими лицами в истории продажи императорских раритетов за рубеж были братья Арманд и Виктор Хаммеры. Например, именно они первыми узнали, что власти решились продавать картины из Эрмитажа. За свое участие в сделке Хаммеры имели солидные комиссионные: по 10% с продавца и покупателя. Активно заниматься продажей царских драгоценностей один из братьев, Арманд Хаммер, начал в 1926 году — это было утешительным призом Хаммеру, который в 1926 году, после изменения советской внешней политики, был вынужден продать советскому правительству обогатившие его асбестовые концессии и карандашную фабрику в Москве.
Арманд Хаммер, гениальный менеджер, решил продавать императорские сокровища нетрадиционным способом — в универсальных магазинах. За полгода братья Хаммеры побывали с выданными им из Гохрана ценностями в Чикаго, Ричмонде, Сиэтле, Сан-Франциско. Они читали лекции об искусстве Фаберже, а потом продавали уникальные предметы в главном городском универмаге. Именно таким образом было продано 11 яиц, выданных в 1930 году из Оружейной палаты. Дела шли успешно: открылась Галерея Хаммера в Нью-Йорке, в 1935 году прошла устроенная братьями выставка-продажа 150 лет русской живописи , а в 1939 году — выставка Челлини Севера (подразумевался Карл Фаберже). Значительную часть экспонатов с этой выставки (и пасхальные яйца в том числе) приобрел король Египта Фарук.
К послевоенному времени почти все попавшие за границу яйца Фаберже рассредоточились по коллекциям и хозяев уже не меняли. Восемь из пятидесяти изготовленных яиц пропали без вести. 42 находятся в музейных и частных коллекциях, причем значительная часть из них доступна публике. Больше всего шедевров Фаберже в Кремле — десять штук. Потом шла коллекция семейства Форбс, которая нынешней весной шумно поменяла владельца: наследники выставили ее на торги Sotheby`s. Однако они не состоялись: все яйца оптом еще до аукциона купил российский бизнесмен Виктор Вексельберг (формально — созданный им фонд Связь времен ). Пять яиц осело в коллекции Лилиан Пратт (супруги президента компании General Motors), подаренной ею Музею искусств Виргинии (США). Три — в Фонде Матильды Геддингс Грей (Музей Нью-Орлеана). Еще три — в коллекции ее величества королевы Елизаветы II. Два — в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоз, Швейцария. Еще два — в собрании Марджери Пост (жены бывшего американского посла в СССР) в Вашингтоне. Два — в галерее Уолтерс Арт, Балтимор. По одному — в коллекции Индии Эрли Миншалл в Кливленде и в коллекции принца Монако. Еще четыре — в анонимных частных коллекциях в США.
Историческое ископаемое

В прошлом, 2003 году была сделана сенсационная находка: в фондах Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана обнаружили и идентифицировали на основе рисунка из архивов наследников Фаберже незаконченное, неизвестное ранее яйцо Созвездие цесаревича 1917 года. Оно представляет собой небесную сферу из синего стекла с гравированными созвездиями и разметкой под бриллианты — на основании в виде облака из кварца. Яйцо представляет исключительно историческую ценность.

Коллекция Карла Фаберже

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Антиквариат: игрушки

News image

Сложно сказать, когда появилась данная шикарная леди на отечественных прилавках многих магазинов. Антиквариат игрушки был...

Первый аукцион картин из коллекции Гаудстиккера принес

News image

Первый аукцион Christie’s картин из культовой коллекции известного голландского торговца антиквариатом 20 века Жака Гаудстиккера, во...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

В Британии раскрыта тайна спасения сокровищ Романовых

News image

Владимирскую тиару Великой княгини Марии Павловны в Британии носят с изумрудами В Великобритании в свет выходит книга, где впервые рассказывается о судьбе Альберта (Берти) Стопфорда – бр...

Галерея драгоценностей Эрмитажа. Греческое золото

News image

Открытие в 1830 г. близ Керчи (древний Пантикапей, столица Боспорского царства) кургана Куль-Оба пробудило интерес русской публики к античным древностям северного побережья Черного моря. Невиданные до...