Открытие в 1830 г. близ Керчи (древний Пантикапей, столица Боспорского царства) кургана Куль-Оба пробудило интерес русской публики к античным древностям северного побережья Черного моря. Невиданные до тех пор произведения торевтики и ювелирного искусства поступили в Императорский Эрмитаж.
Со временем в музее сложилось исключительное по разнообразию и богатству археологическое собрание, включающее шедевры античного ювелирного искусства. Большая его часть - археологические находки, сделанные во время раскопок курганов и некрополей вблизи греческих городов в Северном Причерноморье. Здесь, на Боспоре, сложилась культура, отражающая взаимодействие двух миров - эллинского и варварского. Памятники эрмитажного собрания хорошо иллюстируют ее особенности: так, например, золотая гривна (IV в. до н.э., курган Куль-Оба) - в варварских обществах отличительный признак власти - была изготовлена в греческой мастерской.
Среди шедевров собрания - серьга миниатюрной работы (IV в. до н.э., Куль-Оба), украшенная мельчайшей зернью, филигранью и двумя фигурками богини Ники. В Эрмитаже хранятся семь подобных серег так называемого роскошного стиля .
По найденным в Северном Причерноморье предметам можно проследить развитие греческого ювелирного искусства. Так, в ранних изделиях основой декора была гладкая поверхность, блеск которой оттенялся матовым свечением зерни. В эпоху классики излюбленным приемом украшения ювелирных изделий стал выразительный рисунок филигранного орнамента в сочетании с мелкой зернью и включениями неяркой эмали. Замечательный образец этого стиля - ожерелье из кургана Большая Близница на Тамани. В эпоху эллинизма в ювелирном искусстве возник новый, полихромный , стиль. Предметы обильно украшались цветными камнями, вставками эмали, стекла.