antikvaram.ru Антиквариат
Главная Антиквар Государственная политика и антикварный рынок



Государственная политика и антикварный рынок

Важным фактором процессов определения ценности старых вещей являлась государственная политика в экономической и культурной сферах. Именно изменения политики государства в этих направлениях создали условия для развития рынка, формирования новых социальных слоев и появления негосударственной антикварной торговли в 1990-е годы. Государственная политика изначально имела особый ракурс отношения к дореволюционным вещам, который можно обнаружить в сфере музейного регулирования, градостроительной политики, а также в сфере регулирования владения личной собственностью. Государство, таким образом, приписывало дореволюционным вещам особые значения, отличные от тех, которые предполагал первоначальный контекст дореволюционного общества.

Со времени появления советского государства его политика в отношении дореволюционных вещей характеризовалась двумя тенденциями, которые могут быть представлены как два противоположных вектора. С одной стороны, вещи, произведенные до революции, рассматривались как фундамент для построения нового искусства и быта, а потому были частью национального достояния, которое требует заботы по сохранению и реставрации со стороны государства. С другой стороны, дореволюционные вещи рассматривались в качестве пережитка прошлого, элемента чуждого быта, враждебного сознания, с которым необходимо бороться. Оба эти вектора существовали на протяжении всего советского периода. Но первый оказался значительно более законодательно оформленным. Зато второй в большей степени существовал в политической практике. Однако и за тем и за другим стоял общий принцип восприятия дореволюционных вещей. Они рассматривались как символы прошлого, досоветского общества, его политической системы и социальной организации. Поэтому всевозможные идеологические манипуляции с прошлым и историей представали как символические манипуляции с вещами. Рамка политической борьбы, таким образом, смещалась из нематериальной, абстрактной области идеологии в более конкретную и понятную область материальных предметов. В зависимости от идеологических потребностей времени один из политических векторов ослабевал или набирал силу.

Вся история государственной политики по отношению к ценным предметам может быть условно разделена на четыре этапа.

Первый этап связан с выходом первых декретов советской власти и ограничивается 1920-ми годами. Дореволюционные вещи из обычных повседневных предметов превращаются в наследие прошлого , отношения с которым опасны и неоднозначны. Наиболее адекватной формой восприятия дореволюционных вещей в ситуации тотального дефицита первых лет советской власти оказывается приспособление и утилизация их для текущих потребностей, а также для построения будущего благосостояния и нужд социалистического строительства. Поэтому, с одной стороны, дореволюционные предметы, признанные ценными, консервируются и сохраняются. Именно к сохранению предметов прошлого призывает воззвание Исполнительного комитета Совета Рабочих и Солдатских депутатов 1917 года:

Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы - все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой растет ваше новое народное искусство .

Аналогичным образом трактуют дореволюционные предметы некоторые первые декреты и постановления советской власти. Согласно данным декретам и постановлениям, мебель, драгоценности, прочее имущество изымалось у представителей бывших эксплуататорских классов и поступало в ведение государства. В это же время, согласно постановлению Совнаркома, была произведена первая регистрация наиболее ценных предметов, национализированы музеи и памятники культуры.

С другой стороны, дореволюционные вещи используются утилитарно для нужд советских учреждений , перераспределяются среди советских служащих и нуждающихся рабочих, продаются за границу. Материально-вещественное наследие прошлого объявляется национальным достоянием и собственностью государства. Таким образом, государство получает особое привилегированное положение в контроле над ценностью старых вещей как их собственник.

Второй период государственной политики по отношению к дореволюционным предметам может быть условно ограничен 1930-1950-ми годами. Этот период связан с законодательным оформлением статуса культурных ценностей , формированием системы государственных органов, регулирующих сферу культуры. Происходит окончательное оформление принципов государственной монополии владения старинными ценностями.

Дореволюционные предметы, как символы прошлого, оказываются в эпицентре идеологической борьбы. Разрушение или утилизация дореволюционных предметов, а также продажа особо ценных из них за границу для получения валюты становятся не просто прагматическим, а идеологическим шагом. Лица, интересующиеся древностями или заботящиеся об их сохранении, становятся подозреваемыми и социально опасными. Закрываются Государственная Академия Художественных Наук в Москве и Институт Истории Искусства в Ленинграде. В 1934 году прекращается деятельность Комиссии по сохранению культурных ценностей, признанной слишком узкой, аполитичной и не имеющей общественного уклона , а ее сотрудники названы маленькой кучкой любителей красоты и древностей, чуждой марксистской идеологии . Отношение правительства к дореволюционным предметам и наследию прошлого как к пережиткам, мешающим построению нового, может быть проиллюстрировано высказыванием Иосифа Сталина по поводу сноса Сухаревой башни в Москве: Советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества .

Послевоенные годы несколько изменили политический вектор восприятия дореволюционных вещей. Идеологическое значение прошлого и его символов стало иным: фашистские захватчики разрушили культурное наследие народов России, поэтому необходимо противопоставить их варварству гуманную заботу о ценностях истории. Образовывается Государственная комиссия по фиксации зверств культурного вандализма захватчиков . В 1944 году в составе Академии наук вновь образован Институт истории искусства в Москве.

Третий период отношений государства и дореволюционных вещей можно ограничить 1960-1980-ми годами. В 1960-е годы происходит изменение политического климата, в связи с чем смещаются акценты по отношению к прошлому и его символам. Манипуляции с ними частично теряют свою прежнюю идеологическую остроту. Политический вектор отрицания прошлого в отношении дореволюционных предметов смещается от борьбы старого режима с новым к борьбе в рамках атеистической кампании начала 1960-х годов. При этом происходит усиление государственного регулирования правил владения негосударственной собственностью. Государство стремится играть более активную роль в придании дореволюционным вещам новых контекстов и значений и, тем самым, подчинить себе процесс придания им новой ценности в ответ на разрушение утилитарного бытового контекста использования старых вещей.

Параллельно этому движению со стороны государства в массовом сознании в течение 1970-1980-х постепенно происходит восстановление ценности старых вещей. Дореволюционные предметы начинают называть антиквариатом . Антиквариат оказывается предметом советской роскоши и всевозможных спекуляций. Владение антикварными предметами становится одновременно как желанным, так и подозрительным, опасным.

Последний этап отношения государства к старинным вещам связан с экономическими и политическими реформами 1990-х годов. С началом рыночных реформ государство отказывается от монопольного права на осуществление торговли ценными дореволюционными предметами. Начинает развиваться антикварный рынок, появляются торгово-закупочные фирмы, специализирующиеся на торговле антиквариатом. Либерализация государственной политики в культурной сфере отражается также в изменении содержания основного понятия, используемого законодательством, - культурные ценности . Оно освобождается от идеологической нагрузки. Закон О ввозе и вывозе культурных ценностей , принятый в 1993 году, больше не приписывает культурным ценностям задач просвещения и воспитания граждан, ограничиваясь определением их как движимых предметов материального мира, находящихся на территории РФ .

Государство принимает иную роль: оно стремится выступать в качестве организатора правил игры других агентов, в частности определяет правила и нормы антикварной торговли. Действиями государства в этом направлении становятся: лицензирование предприятий антикварной торговли, установление правил антикварной торговли и контроль за их выполнением, налогообложение.

Изменение политики государства по отношению к культурным ценностям, в частности отказ от монопольного права на торговлю дореволюционными ценными предметами, отражается также в появлении в 1994 году в законодательстве понятия антиквариат . Антиквариатом называется совокупность предметов, созданных более 50 лет назад, имеющих историческую, художественную или научную ценность.

В результате изменения государственной политики в отношении культурных ценностей, а также политики в экономической сфере в целом создаются предпосылки для развития антикварного рынка. Культурная политика проходит трансформацию от идеологического восприятия культурных ценностей и монополии на их торговлю к декларации деидеологизации и отказу от монополии на торговлю дореволюционными ценными предметами. Изменения экономической политики делают возможным формирование рынков, новых экономических отношений и новых социальных позиций. Рынок становится основой процесса появления новых социальных слоев и групп, представители которых приобретают антикварные вещи и, тем самым, стимулируют спрос на рынке.

Подводя итоги биографии антиквариата и определившей эту биографию истории взаимоотношений между обществом (социальными трансформациями) и государством (изменением государственной политики относительно старых вещей ), можно вспомнить Марселя Мосса и его идею о том, что в процессе обмена вещами происходит и менее заметный, но не менее значимый обмен свойствами между людьми и вещами: вещи обретают статус и значимость людей, а люди - статус вещей. Так, дореволюционные предметы постепенно девальвируются в послереволюционный период в результате потери статуса их первоначальными владельцами. И вновь обретают ценность в связи с приобретением их новыми владельцами, обладающими статусом и властью.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Винная коллекция Александра Починка

News image

Александра Починка застать в Москве непросто. Вот уже больше года бывший министр по налогам и сб...

Посуда из антикварного фарфора - предмет коллекциониров

News image

Существуют люди, которым очень интересно собирать разнообразные вещи, наблюдать за их состоянием и бережно храни...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Красивые антикварные ювелирные украшения

News image

В последнее время все больше богатых, обеспеченных людей покупают антикварные ювелирные украшения. Так они хотят выделиться из толпы, получше подчеркнуть свою высокую индивидуальность. Антиквариат покуп...

Драгоценности Екатерины Великой

News image

Вряд ли в истории России была другая императрица, столь же известная своей страстью к драгоценным камням, как Екатерина Великая. Будучи женщиной чрезвычайного ума и редкой об...