antikvaram.ru Антиквариат
Главная Антиквар Государственная политика и антикварный рынок



Государственная политика и антикварный рынок

Важным фактором процессов определения ценности старых вещей являлась государственная политика в экономической и культурной сферах. Именно изменения политики государства в этих направлениях создали условия для развития рынка, формирования новых социальных слоев и появления негосударственной антикварной торговли в 1990-е годы. Государственная политика изначально имела особый ракурс отношения к дореволюционным вещам, который можно обнаружить в сфере музейного регулирования, градостроительной политики, а также в сфере регулирования владения личной собственностью. Государство, таким образом, приписывало дореволюционным вещам особые значения, отличные от тех, которые предполагал первоначальный контекст дореволюционного общества.

Со времени появления советского государства его политика в отношении дореволюционных вещей характеризовалась двумя тенденциями, которые могут быть представлены как два противоположных вектора. С одной стороны, вещи, произведенные до революции, рассматривались как фундамент для построения нового искусства и быта, а потому были частью национального достояния, которое требует заботы по сохранению и реставрации со стороны государства. С другой стороны, дореволюционные вещи рассматривались в качестве пережитка прошлого, элемента чуждого быта, враждебного сознания, с которым необходимо бороться. Оба эти вектора существовали на протяжении всего советского периода. Но первый оказался значительно более законодательно оформленным. Зато второй в большей степени существовал в политической практике. Однако и за тем и за другим стоял общий принцип восприятия дореволюционных вещей. Они рассматривались как символы прошлого, досоветского общества, его политической системы и социальной организации. Поэтому всевозможные идеологические манипуляции с прошлым и историей представали как символические манипуляции с вещами. Рамка политической борьбы, таким образом, смещалась из нематериальной, абстрактной области идеологии в более конкретную и понятную область материальных предметов. В зависимости от идеологических потребностей времени один из политических векторов ослабевал или набирал силу.

Вся история государственной политики по отношению к ценным предметам может быть условно разделена на четыре этапа.

Первый этап связан с выходом первых декретов советской власти и ограничивается 1920-ми годами. Дореволюционные вещи из обычных повседневных предметов превращаются в наследие прошлого , отношения с которым опасны и неоднозначны. Наиболее адекватной формой восприятия дореволюционных вещей в ситуации тотального дефицита первых лет советской власти оказывается приспособление и утилизация их для текущих потребностей, а также для построения будущего благосостояния и нужд социалистического строительства. Поэтому, с одной стороны, дореволюционные предметы, признанные ценными, консервируются и сохраняются. Именно к сохранению предметов прошлого призывает воззвание Исполнительного комитета Совета Рабочих и Солдатских депутатов 1917 года:

Граждане, не трогайте ни одного камня, охраняйте памятники, здания, старые вещи, документы - все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой растет ваше новое народное искусство .

Аналогичным образом трактуют дореволюционные предметы некоторые первые декреты и постановления советской власти. Согласно данным декретам и постановлениям, мебель, драгоценности, прочее имущество изымалось у представителей бывших эксплуататорских классов и поступало в ведение государства. В это же время, согласно постановлению Совнаркома, была произведена первая регистрация наиболее ценных предметов, национализированы музеи и памятники культуры.

С другой стороны, дореволюционные вещи используются утилитарно для нужд советских учреждений , перераспределяются среди советских служащих и нуждающихся рабочих, продаются за границу. Материально-вещественное наследие прошлого объявляется национальным достоянием и собственностью государства. Таким образом, государство получает особое привилегированное положение в контроле над ценностью старых вещей как их собственник.

Второй период государственной политики по отношению к дореволюционным предметам может быть условно ограничен 1930-1950-ми годами. Этот период связан с законодательным оформлением статуса культурных ценностей , формированием системы государственных органов, регулирующих сферу культуры. Происходит окончательное оформление принципов государственной монополии владения старинными ценностями.

Дореволюционные предметы, как символы прошлого, оказываются в эпицентре идеологической борьбы. Разрушение или утилизация дореволюционных предметов, а также продажа особо ценных из них за границу для получения валюты становятся не просто прагматическим, а идеологическим шагом. Лица, интересующиеся древностями или заботящиеся об их сохранении, становятся подозреваемыми и социально опасными. Закрываются Государственная Академия Художественных Наук в Москве и Институт Истории Искусства в Ленинграде. В 1934 году прекращается деятельность Комиссии по сохранению культурных ценностей, признанной слишком узкой, аполитичной и не имеющей общественного уклона , а ее сотрудники названы маленькой кучкой любителей красоты и древностей, чуждой марксистской идеологии . Отношение правительства к дореволюционным предметам и наследию прошлого как к пережиткам, мешающим построению нового, может быть проиллюстрировано высказыванием Иосифа Сталина по поводу сноса Сухаревой башни в Москве: Советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества .

Послевоенные годы несколько изменили политический вектор восприятия дореволюционных вещей. Идеологическое значение прошлого и его символов стало иным: фашистские захватчики разрушили культурное наследие народов России, поэтому необходимо противопоставить их варварству гуманную заботу о ценностях истории. Образовывается Государственная комиссия по фиксации зверств культурного вандализма захватчиков . В 1944 году в составе Академии наук вновь образован Институт истории искусства в Москве.

Третий период отношений государства и дореволюционных вещей можно ограничить 1960-1980-ми годами. В 1960-е годы происходит изменение политического климата, в связи с чем смещаются акценты по отношению к прошлому и его символам. Манипуляции с ними частично теряют свою прежнюю идеологическую остроту. Политический вектор отрицания прошлого в отношении дореволюционных предметов смещается от борьбы старого режима с новым к борьбе в рамках атеистической кампании начала 1960-х годов. При этом происходит усиление государственного регулирования правил владения негосударственной собственностью. Государство стремится играть более активную роль в придании дореволюционным вещам новых контекстов и значений и, тем самым, подчинить себе процесс придания им новой ценности в ответ на разрушение утилитарного бытового контекста использования старых вещей.

Параллельно этому движению со стороны государства в массовом сознании в течение 1970-1980-х постепенно происходит восстановление ценности старых вещей. Дореволюционные предметы начинают называть антиквариатом . Антиквариат оказывается предметом советской роскоши и всевозможных спекуляций. Владение антикварными предметами становится одновременно как желанным, так и подозрительным, опасным.

Последний этап отношения государства к старинным вещам связан с экономическими и политическими реформами 1990-х годов. С началом рыночных реформ государство отказывается от монопольного права на осуществление торговли ценными дореволюционными предметами. Начинает развиваться антикварный рынок, появляются торгово-закупочные фирмы, специализирующиеся на торговле антиквариатом. Либерализация государственной политики в культурной сфере отражается также в изменении содержания основного понятия, используемого законодательством, - культурные ценности . Оно освобождается от идеологической нагрузки. Закон О ввозе и вывозе культурных ценностей , принятый в 1993 году, больше не приписывает культурным ценностям задач просвещения и воспитания граждан, ограничиваясь определением их как движимых предметов материального мира, находящихся на территории РФ .

Государство принимает иную роль: оно стремится выступать в качестве организатора правил игры других агентов, в частности определяет правила и нормы антикварной торговли. Действиями государства в этом направлении становятся: лицензирование предприятий антикварной торговли, установление правил антикварной торговли и контроль за их выполнением, налогообложение.

Изменение политики государства по отношению к культурным ценностям, в частности отказ от монопольного права на торговлю дореволюционными ценными предметами, отражается также в появлении в 1994 году в законодательстве понятия антиквариат . Антиквариатом называется совокупность предметов, созданных более 50 лет назад, имеющих историческую, художественную или научную ценность.

В результате изменения государственной политики в отношении культурных ценностей, а также политики в экономической сфере в целом создаются предпосылки для развития антикварного рынка. Культурная политика проходит трансформацию от идеологического восприятия культурных ценностей и монополии на их торговлю к декларации деидеологизации и отказу от монополии на торговлю дореволюционными ценными предметами. Изменения экономической политики делают возможным формирование рынков, новых экономических отношений и новых социальных позиций. Рынок становится основой процесса появления новых социальных слоев и групп, представители которых приобретают антикварные вещи и, тем самым, стимулируют спрос на рынке.

Подводя итоги биографии антиквариата и определившей эту биографию истории взаимоотношений между обществом (социальными трансформациями) и государством (изменением государственной политики относительно старых вещей ), можно вспомнить Марселя Мосса и его идею о том, что в процессе обмена вещами происходит и менее заметный, но не менее значимый обмен свойствами между людьми и вещами: вещи обретают статус и значимость людей, а люди - статус вещей. Так, дореволюционные предметы постепенно девальвируются в послереволюционный период в результате потери статуса их первоначальными владельцами. И вновь обретают ценность в связи с приобретением их новыми владельцами, обладающими статусом и властью.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Личная коллекция антиквариата

News image

Всегда одним из основных мерил богатства человека выступала его индивидуальная коллекция антикварных предметов искусства. Почем...

Коллекционные Куклы Gotz

News image

Марианна и Франц Готц (Gotz) основали Фабрику кукол в 1950 году в Германии. Компания прошла до...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Самые дорогие украшения мира . Бриллиант Надежды

News image

$ 180,000 Картье захотел много денег,” говорит Обозревателю Вашингтон пост Сара Конрой, “и Эвалин колебался. Но Картье добавил, ‘Хорошо, мы исправим это сейчас удивительной оправой, и ва...

Антикварная брошь

News image

Определение броши звучит очень буднично и безлико - изделие из металла, прикалываемое на одежду. Но если разобраться, что металл чаще всего бывает драгоценный, как и кам...