Ювелирное искусство Петербурга формировалось отличным от многих русских и европейских художественных центров образом. Здесь одновременно сосуществовали, взаимодействуя и дополняя друг друга, многочисленные национальные художественные школы. Наряду с русскими златокузнецами и серебряниками, приехавшими в столицу из Москвы, в Петербурге работало много мастеров из различных уголков Европы. Именно произведения иностранных ювелиров составляют значительную часть собрания Эрмитажа.
Расцвет деятельности петербургского цеха ювелиров приходится на вторую половину XVIII века и связан с именами таких искусных мастеров, как И. Позье, Ж.Ф.К. Буде, И.Г. Шарф, Ж.П. Адор и братья Теремен. В это время необыкновенно возрастает спрос на украшения. По заказам Императорского двора и русской знати изготавливаются изысканные предметы роскоши: часы, букеты, перстни, броши и табакерки, мода на которые продержалась в России более века. По словам путешественника Уильяма Кокса, посетившего Петербург в 1778 г., богатство и пышность русского Двора превосходили самые пышные описания, следы старого азиатского великолепия смешивались с европейской утонченностью... .
В XIX веке многие ювелиры продолжали работать в соответствии с новыми художественными традициями, и новый период расцвета ювелирного искусства Петербурга связан с именем Карла Фаберже и его мастерской.