Аукционы для отечественного рынка становятся устойчивой реальностью. Прошедший апрель стал рекордным по числу проведенных торгов. Дважды за этот месяц отметилась на этом поле галерея Совком. Ее аукцион 22 апреля и торги, проведенные Магнум Арсом 19 апреля, значительно расширили и повысили качественную планку легально продаваемого искусства. Обе коллекции были тщательно подобраны, выяснен провенанс произведений, а в случае необходимости и проведено экспертное исследование в ведущих музейно-исследовательских центрах. Отрадно было видеть в открытой продаже тех художников, которые обычно предлагаются в теневом сегменте рынка. Это - Б. Кустодиев, К. Юон, Л. Каменев, А. Васнецов, Р. Зоммер, П. Петровичев, Е. Столица, А. Яковлев. Перечень этот опровергает вечные жалобы антикваров на бедность отечественного рынка.
Впервые на открытые торги в Москве были предложены произведения, ранее продаваемые только на Русских торгах в Лондоне. Картина Филиппа Малявина Качели из известного цикла была продана на аукционе галереи Совком по старту за 180 000 долларов. Полотно из этого же цикла Русская красавица на фоне золотых куполов на аукционе в Лондоне в 1999 году была продана за 65 000 долларов. На тех же торгах были и другие ввезенные с Запада шедевры. Большая картина Бориса Анисфельда Элегия при старте в 180 000 долларов достигла итога в 205 000 долларов. Недорого - всего за 5000 долларов были проданы два очаровательных театральных эскиза Мстислава Добужинского, приобретенные устроителями торгов в 2005 году на знаменитом парижском аукционе, где распродавалось наследие мастера из коллекции его сына.
Магнум Арс - единственный игрок на рынке, который в режиме аукционов работает и с русским искусством, и с западным. На этот раз аукционная коллекция была составлена из известных имен российских мастеров и малоизвестных, но вполне заслуживающих внимания художников Западной Европы. Коллекция была выстроена в единой алфавитной последовательности. Большого внимания были удостоено отечественное искусство, в котором лидировали любимцы публики Ю. Клевер, А. Ганзен и И. Крачковский. Элегический пейзаж Крачковского Летний вечер обрел своего покупателя по стартовой цене в 55 000 долларов. Обе марины Ганзена также нашли своего ценителя: Вид на бухту ушел за 20 000 долларов, а небольшой по размерам Прибой при старте в 6000 долларов продался за 8500. А вот столь же мастерски написанные марины английских художников продались за скромные суммы в 3 900 долларов и 3 700 долларов. Но в целом - западное искусство пока еще спросом не пользуется.
Удручает ограниченность покупательского спроса. Повышенный интерес вызывают только раскрученные рыночные имена от Клевера до Шишкина. А вот блестящая вещь лидера символистов - известного участника объединения Голубая роза Петра Уткина интереса не вызвала. Изысканный по колориту Осенний пейзаж Уткина завораживал некой тайной и фантастичностью. Его эстимейт - 180 000 долларов в полной мере соответствовал художественному качеству картины. Но интереса к Уткину проявлено не было, хотя в то время в Третьяковке проходила замечательная выставка Голубой розы . А вот скромные офорты Шишкина сразу же обрели своего покупателя. Этот ценитель купил оба выставленных на торги офорта. Один ему удалось купить за 300 долларов, а вот за другой развернулась настоящая борьба. При старте в те же 300 долларов любителю шишкинского леса пришлось уплатить 1700 долларов, каждый офорт ему обошелся в 1000 долларов. Именно столько они и стоят в среднем на рынке. Цены на аукционе в Магнум Арсе более чем доступны. Мастерский рисунок Александра Бенуа Мушкетер стоил всего 2700 долларов. Но нынешние российские платежеспособные граждане предпочитают покупать отечественное искусство за рубежом. Российские же аукционы и обходятся дешевле, и дают полноценные гарантии подлинности.