antikvaram.ru Антиквариат
Главная Инвестиции Доходность на блюдечке..или немного о фарфоре


Доходность на блюдечке..или немного о фарфоре

доходность на блюдечке..или немного о фарфоре

Старая бабушкина привычка - класть деньги в чайник, сахарницу или масленку - в последние годы приобретает новое метафорическое звучание: инвестиции в антикварную посуду уберегут ваши финансы не только от воров, но и от инфляции, принося стабильный средний доход 20% годовых, а в некоторых случаях гарантируя и 100-процентный прирост.

Стратегия. Если вы решили коллекционировать фарфоровую посуду, вазы, изделия из стекла, прежде всего решите, какой эпохе и какому направлению отдать предпочтение. Выбор зависит от того, каким первоначальным капиталом вы располагаете. Если он невелик, остановите свое внимание на фарфоровых кофейных чашках - традиционных или лепных, их стоимость не превышает пока $100 за штуку, но, отыскав экземпляр в хорошем состоянии, вы получите 10-12% годовых. Тем, кто может себе позволить тратить на каждый предмет коллекции около $0,5-1 тыс., подойдут изделия из русского цветного стекла Дятьковского, Бахметьевского, Орловского заводов, недорогие предметы из широко известного мейсенского фарфора. Для более крупных инвесторов открывается рынок отечественных сервизов XIX века (от $3 тыс.), тарелок с видами Гатчины и пейзажами (от $10 тыс.), наконец, военных тарелок ($100 тыс.), лучших образцов китайских (от $150 тыс.) и русских фарфоровых ваз, стоимость которых может доходить до нескольких миллионов долларов.

Потенциал роста каждого предмета находится в прямой зависимости от суммы, которую вы за него отдали. Она в свою очередь будет зависеть от сохранности вещи, ее исторической и культурной ценности.

Хрупкость посуды и трудности с ее реставрацией накладывают определенный отпечаток на правила коллекционирования: не следует, например, надеяться собрать полностью большой сервиз - что-то из него все равно окажется утерянным, это существенно снизит ценность вашего собрания. Поэтому лучше всего с самого начала формировать коллекцию по другому принципу: например, собирать посуду определенной эпохи или завода.

Не следует также забывать о том, что не все старые изделия, даже фарфоровые, будут цениться (в отношении посуды это наиболее стойкий стереотип): предметы, некогда выпущенные большим тиражом, доступные любому, - плохое инвестиционное средство. Во-первых, велика вероятность, что вещиц, подобных вашей, сохранилось много, во-вторых, «конвейерная» посуда обычно отличается низким качеством. Возраст вообще не является определяющим фактором при оценке фарфоровых изделий - главным здесь является эпоха и завод или мастер-производитель. Так, например, советский агитационный фарфор, расписанный известными художниками, сегодня может стоить несколько десятков тысяч долларов, тогда как чашки и блюдца конца XIX - начала XX века за редким исключением оцениваются в $50-100.

Атрибуция. «Поддельные фарфоровые и стеклянные изделия, посуда довольно просто распознаются экспертами. Исключение составляют в основном китайские вазы. Это связано с тем, что в Китае всегда процветала традиция копирования древних образцов фарфорового искусства - нередко можно встретить вазы с клеймами XV века, созданные на самом деле в XVII и даже XIX веках. Разумеется, эти вещи также являются антикварными, но ценность их, а часто и качество, намного ниже, чем подлинно старинных», - предупреждает эксперт Владимир Кусков.

Подобные проблемы возникают у начинающих коллекционеров с посудой и статуэтками из Тюрингии, они чрезвычайно похожи на мейсенские, даже клеймом, но ценятся значительно меньше - в первую очередь потому, что производились позже и были скорее подражанием, чем собственно интересными предметами. Кроме того, сегодня нередко можно обнаружить тюрингский фарфор, с которого удалили старое клеймо, поставив поддельное мейсенское, однако опытных экспертов это не введет в заблуждение. Именно поэтому на первых этапах лучше всего обращаться к ним за помощью.

Распознать подделку можно по нескольким признакам. Первый из них - отсутствие микротрещин и царапин: подлинные предметы даже в идеальной сохранности не могут выглядеть абсолютно новыми. На глянцевитой поверхности мелкие повреждения можно увидеть при ярком освещении, отведя предмет от себя и наклонив его примерно на 30 градусов. Днище тарелок, чашек, фигурок и статуэток, в некоторых местах не покрытое глазурью, представляет собой пористый материал (бисквит), который впитывает грязь - черные вкрапления на старом предмете появятся неизбежно. Совершенно белое дно - признак подделки, так же как и равномерно серое, - оно свидетельствует о том, что вещь не почистили перед обжигом, а это привычка современных мошенников.

Дополнительный повод пользоваться советами специалистов - риск приобрести старинную заготовку с новым рисунком. Таких на рынке антикварной посуды много: не расписанные тарелки с клеймами ведущих заводов мошенники приобретают почти за бесценок, наносят на них рисунок, соответствующий эпохе, и выдают за дорогостоящий оригинал. Эксперт распознает свежие краски, современную манеру мазка, заметит отсутствие трещин и подозрительные шероховатости. Любителю обратить внимание на все детали будет намного сложнее, тем более что качество подделок растет год от года. Цена такого обмана может быть весьма солидной - около $100 тыс.

Калькуляция. Особым спросом у российских коллекционеров традиционно пользуется русский антиквариат. Это касается и фарфора, несмотря на то, что его родиной и страной, подарившей миру лучшие образцы, является Китай. К нам порцелин (так называли фарфор в старину) пожаловал только во второй половине XVIII века. Но первая же мануфактура, Императорский фарфоровый завод, сразу начала производить подлинные шедевры, чрезвычайно ценимые сегодня на российских и западных аукционах. Цены на них стабильно растут.

«Большой популярностью у коллекционеров сегодня пользуются тарелки с военными мотивами, произведенные на ИФЗ в начале XIX века. Сегодня их стоимость - около $100 тыс., растут в цене они быстро: достаточно сказать, что только три года назад их продавали за $10 тыс., а год назад - уже за $40 тыс. Думаю, тенденция эта продолжится, и цена достигнет вскоре отметки в $120-130 тыс. за штуку», - говорит владелица галереи «Первые имена» Елена Малинко. Сегодня такие предметы - редкость, на рынке их осталось мало - все в коллекциях. Немного проще купить тарелки с видами Гатчины и различными пейзажами, выпускавшиеся ИФЗ в период с 1814 по 1824 год. Стоимость экземпляров в идеальном состоянии сейчас достигает $15 тыс., в то время как всего три-четыре года назад их можно было купить за $2 тыс. На аукционе «Гелос» семь тарелок ИФЗ 1827 года выпуска при старте в $60 тыс. были проданы за $90-95 тыс. каждая, а тарелки «Девушка с корзиной цветов» и «Охота на уток» поставили своеобразный рекорд, уйдя за $190 тыс. и $240 тыс. соответственно, превысив, таким образом, эстимейт в три и четыре раза.

«Большой популярностью у коллекционеров сегодня пользуется советский агитационный фарфор с росписью известных мастеров, цена на него растет на 50 и даже 100% в год. Недавно тарелка «Комиссар», расписанная художницей Александрой Щекотихиной-Потоцкой в 1921 году, была продана за $40 тыс., а чайная пара графика Сергея Чехонина - более чем за $23 тыс. Безусловные шедевры встречаются, конечно, не так часто, а цены на них обычно чрезвычайно высоки», - говорит совладелец галереи Antiqs.ru Александр Цыбин.

Но в постимператорской России на заводах выпускали, конечно, не только агитационный фарфор. Если вы не готовы тратить на советское искусство тысячи, обратите внимание на кофейные чашки в стиле модернизма и интерьерные тарелки со сказочными сюжетами. Цена на такие предметы сейчас колеблется от $300 до $800, а годовой прирост может составить 10-15%.

Большая любовь российских императоров к китайскому искусству, а позже к русскому фарфору, принесла современным коллекционерам и инвесторам неоценимую пользу: сегодня великолепные вазы приносят своим обладателям солидные доходы. Особенно россияне ценят те, что были произведены на ИФЗ. Стоимость пары ваз высотой 137 см, созданных в 1825 году и расписанных традиционными русскими сюжетами, были проданы россиянину в Нью-Йорке на Sotheby’s почти за $4 млн. И это при эстимейте в $800 тыс. Незадолго до этого вазы поменьше (92 см) и «помладше» (1840-х годов выпуска) с копиями картин Петера-Пауля Рубенса и Геррита Ван Хонтхорста были проданы за $2 млн. Пара николаевских ваз «фюзо» высотой 93 см с копиями картин Яна Рейсдаля оцениваются минимум в $1 млн, 95-сантиметровые «кратеры» (тип ваз) той же эпохи с сюжетами Виллема де Хейсха - в $3,5 млн. Таким образом, растущий интерес к этому направлению стал очевиден.

Есть, конечно, вазы и подешевле. Так, например, «кратер» 1855 года (ваза может считаться как николаевской, так и александровской) с росписью Щетинина (редкий сюжет) пока оценивается в $200 тыс. По словам владелицы, купив ее и тут же продав, вы получите дополнительно $10 тыс., а немного подержав - уже $50 тыс.

Китайские вазы также пользуются спросом у российских коллекционеров. Они поступают в основном из Европы, где в XIX веке скопилось большое количество азиатских товаров. По-настоящему ценных среди них немного, средняя же цена на неплохие, но в общем-то посредственные предметы обычно не превышает $300 тыс. Рост цен в этом направлении также не очень высок - около 10-15%. Однако сегодня в России зарегистрирован стремительный рост интереса к восточному искусству, поэтому в ближайшее время эти предметы, по оценкам специалистов, начнут расти интенсивнее, давая инвесторам около 20% годовых.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Шашки наголо!

News image

200 единиц холодного оружия выставит в Астане известный казахстанский частный коллекционер Азат АКИМБЕК. Вместе с са...

Усманов намерен передать коллекцию Ростроповича государ

News image

Предприниматель Алишер Усманов, который купил коллекцию русского искусства, принадлежавшую Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской, намерен пе...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Галерея драгоценностей Эрмитажа. Древности эпохи Великого пе

News image

Эпоха Великого переселения народов ознаменовалась грандиозными передвижениями племен, населявших земли от маньчжурских степей до атлантического побережья будущей Франции. Его активными участниками стали гунны, завоевавшие в IV...

Ювелирный дом Carrera y Carrera

News image

Ювелирный дом Carrera y Carrera, история которого насчитывает более 115 лет, стал поставщиком многих царственных особ, начиная от королей Испании и заканчивая японскими принцессами. Среди мн...