Марк Шагал. «Улица в Витебске», 1914 год.Что бы ни случалось, Российский антикварный салон проходит вновь и вновь, теперь уже в 28-й раз. И пусть перспективы российского арт-рынка и самого здания Центрального дома художника туманны, то, что очередной салон наступает с неизменностью очередного времени года, внушает оптимизм.
Количество галерей по-прежнему около 200; состав их заметно меняется, особенно в центральной зоне, которую по обычаю занимают самые важные и успешные. Но если изменения в списке участников и их дислокации на двух этажах ЦДХ заметны только дотошному завсегдатаю, то появление новых тем, направлений и сюжетов коллекционирования увидит и простой зритель. Глиптика, старинные ткани, дизайнерская бижутерия ХХ века появятся на Антикварном салоне впервые.
И это не все — в этом году специальный проект салона посвящен стилю и предметам 1960-х годов. В 2010 году предметам интерьера и произведениям искусства, созданным в 1960-х, исполнится 50 лет, то есть по российским законам они превращаются в антиквариат. Были ли российские хрущевки, горбатые Запорожцы , кресла и лампы 1960-х крупными явлениями дизайна, остается вопросом, но то, что все эти вещи легко узнаваемы и при этом очевидно ассоциируются с эпохой нонконформизма в искусстве, несомненно. Куратором проекта будет Виктория Кручинина.
Многие галереи представят на своих стендах тематические экспозиции. Наверняка одной из самых зрелищных станет проект Галлеев-галереи, посвященный Вере Ермолаевой — легендарной фигуре русского авангарда. Она вместе со Зданевичем выпускала дадаистский журнал Бескровное убийство , сменила Шагала во главе Народной художественной школы Витебска, считалась одним из самых активных членов малевичевского Уновиса и была расстреляна в 1937 году под Карагандой. Принимая во внимание такую богатую биографию художницы, редкость ее работ и способности Галлеев-галереи (которая на прошлых салонах представляла очень впечатляющие выставки), можно ожидать чего-то необычного.
Неожиданно собирается выступить галерея Русский авангард 1910-1930 годов : центром ее стенда станет Портрет крепостной крестьянки Алексея Венецианова второй четверти XIX века, ведущий свой провенанс от собрания соседа художника по имению в Тверской губернии, коннозаводчика Логинова. Тема Женщина в искусстве будет продолжена на стенде галереи литографиями Казимира Малевича, графическими автопортретами Ольги Розановой и фарфоровой скульптурой Александры Щекотихиной-Потоцкой.
Морис Вламинк. «Сюрен», 1914 год.Первым именам русского зарубежья 1920-1930-х годов будет посвящена экспозиция галереи Элизиум — тут будут работы Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Сергея Судейкина. Живопись Константина Горбатова, писавшего свои пейзажи Северной Руси в Италии и Берлине, покажет галерея Владимира Каплунова.
Небольшую экспозицию картин крупнейшего русского художника- лошадника Николая Сверчкова можно будет увидеть на стенде галереи Мастера . А Ravenscourt Galleries покажет произведения Татьяны Александровой и Игоря Попова, которые гораздо лучше знакомы любителям антиквариата не как художники, а как легендарные петербургские коллекционеры, известные как Землерои .
В дни Антикварного салона в ЦДХ откроется большая новая галерея — вернее, это уже известная своими великолепными образцами западного импрессионизма и модернизма галерея Школа , которая около года назад закрыла свое помещение на Неглинке. Теперь галерея открывается вновь на антресольном этаже ЦДХ; первая выставка посвящена художникам, которые жили и работали в Париже, и на ней будут работы Марка Шагала, Мориса Вламинка, Кеса Ван Донгена, Надежды Удальцовой и Давида Штеренберга.