Очередные торги произведениями русского искусства в Лондоне - их проводят аукционные дома Christie’s и Sotheby’s - принесли новые мировые рекорды. Предварительно оцененная в 400-600 тыс. фунтов стерлингов картина Константина Сомова Радуга ушла с молотка за 3,7 млн фунтов (7,4 млн долларов).
Полотно входило в собрание из шести произведений Сомова, прежде на торги не выставлявшихся. При этом Сомов обошел Айвазовского — картина Корабль у скал Гибралтара в тот же день была продана за 2,7 млн фунтов (5,5 млн долларов). Аналогичную сумму еще один анонимный коллекционер отдал за Портрет Василия Шухаева в его мастерской работы Александра Яковлева. Из 233 выставленных на Christie’s лотов новых владельцев нашел 141, а общий объем продаж превысил 18 млн фунтов стерлингов. Не надо забывать, что большим спросом на Западе пользуется не только живопись, но и русский антиквариат вообще.
Цены растут, конкуренция обостряется
Как ни парадоксально, но географически русский антикварный рынок находится за пределами России. Начало ему было положено в 1970-х годах на Sotheby’s и Christie’s , когда русские аукционы были малоперспективными и малобюджетными, а первые каталоги выпускались в виде тоненьких брошюр. Поддерживались русские продажи горсткой иностранных коллекционеров, и только в 1990-х присутствие покупателей из России радикально изменило ситуацию. В Лондоне цены на картины Айвазовского вдруг и сразу поднялись в десять раз. В Женеве были поставлены невероятные рекорды на изделия Фаберже. Зимнее яйцо , например, в 1994 году ушло за беспрецедентную сумму — 5,5 миллиона долларов! Впервые произведение русского искусства достигло такой ценовой планки и заняло свое место среди шедевров Боттичелли, Рембрандта, драгоценностей короля бриллиантов Гарри Уинстона.
Невероятный русский бум продолжается до сих пор. Динамику роста цен на русский антиквариат можно начертить в виде стрелы, стремительно летящей вверх. Невозможно представить себе другой рынок, где была бы такая норма прибыли. Князь Никита Лобанов-Ростовский, имеющий самую крупную частную коллекцию дягилевских художников, живет в Лондоне и не пропускает ни одного русского аукциона. На его глазах когда-то никому не нужные театральные эскизы Бакста и Бенуа превращались в золото. Я спросила Никиту Дмитриевича, как на него, как на держателя лучших в мире Бакстов, действуют такие рекорды. Он ответил: Теперь, когда я только на одной стене в своей столовой вижу вещи на 5 миллионов, конечно, появляется соблазн их продать... .
'Зимнее яйцо' работы ФабержеРекорды оживляют русский рынок и выталкивают все большее количество товара, а география торгов становится все шире: сегодня это не только Европа, но и Соединенные Штаты Америки. В течение двух последних лет произошли существенные изменения в структуре русского сектора мирового антикварного рынка, вызванного обострением борьбы между аукционными домами. Кроме таких гигантов, как Sotheby’s и Christie’s, русским искусством стали успешно торговать другие фирмы. В Лондоне впервые открыл свой Russian Department старинный английский дом Bonhams. А под самым носом Christie’s, на знаменитой Кинг-стрит, одна семейная пара — англичанин и его русская жена — отважились устроить специализированный русский аукционный дом MacDougall’s, который для привлечения клиентов отказался от комиссионных. Оживился Париж: в Tajan Татьяна Барышева ежегодно устраивает две русские продажи. В Drouot с большим коммерческим успехом с молотка ушло наследие Добужинского. Германия, которая в 1920—30-х годах была мировым поставщиком конфискованного большевиками дворцового имущества, также проснулась. Интересные вещи появляются в Kaupp. Крошечный частный дом Dr.Fisher, расположенный вдали от столиц, на берегу тихого пруда под Штутгартом, и тот увлекся русской темой. Недавно там продана тарелка Мейсен из свадебного сервиза Павла I за 20 тысяч евро.
Серьезным противником в конкурентной борьбе за русский сектор рынка сегодня оказалась Швеция. Аукционный дом Uppsala переманил у своего конкурента отличного специалиста Нелли Смирнову и вот уже несколько лет собирает очень солидные русские коллекции.
Большим событием нынешнего года стал аукцион фирмы Stockholms Auktionsverk, который провел свои торги в марте в Стокгольме. Коллекция была наидостойнейшая, включала 400 лотов, среди которых было несколько шедевров с царским провенансом (происхождением). Это уже третья русская продажа аукционного дома, который в качестве консультантов привлек известных экспертов из Лондона — Ивана Самарина и Мартина Саундерса-Роулинза. Оба в прошлом были специалистами русского отдела Sotheby’s и имеют опыт работы с высококлассным товаром.
Будь патриотом — открой бумажник!
Сегодня аукционные дома не просто торгуют, они стараются поднять престиж русских торгов до уровня культурного события, взывающего к чувству национального самосознания. И это весьма помогает торговле. Напрямую или косвенно, вольно или невольно всякое соприкосновение с искусством прошлого возбуждает прилив патриотического чувства. Покупка русских реликвий за границей облекается в идею возвращения ценностей на родину.
Радуга - один из любимых сюжетов СомоваПо случаю русских торгов в Stockholms Auktionsverk посольство Швеции в Москве устроило прием в резиденции посла на Мосфильмовской улице — еще один внушительный пример того, что отношение к русскому антиквариату в мире изменилось. Аукционные каталоги теперь — это дорогостоящие альбомы с роскошными иллюстрациями. В день выхода из печати они уже превращаются в библиографическую редкость. А сами предметы, продающиеся на аукционах, — по большей части редкости музейного класса, которые на мгновение выходят на свет из частных коллекций, а после продажи снова исчезают. Пейзаж Алексея Боголюбова, например. Проданный в Стокгольме в нынешнем марте, он когда-то был собственностью Александра III и украшал Аничков дворец. Для нас это открытие картины.
Более 30 лет бесспорной столицей русского антикварного рынка являлся Лондон. Преимущественно он специализировался на картинах, но всегда стремился к универсальности, здесь продавались живопись, графика, бронза, фарфор, мебель, книги. Америка задавала цены только на Фаберже, эмали Хлебникова, Овчинникова. Зато сегодня — уже на все русское и советское искусство. Открытия апрельских аукционов Sotheby’s и Christie’s в Нью-Йорке подтверждают эту тенденцию. Кроме декоративно-прикладного искусства, в Нью-Йорке очень широко и достойно была представлена живопись.
Вершина коллекции Christie’s — картина Василия Верещагина Стена Соломона , которая в марте демонстрировалась в стенах Третьяковской галереи. Администрация аукционного дома взяла на себя расходы по ее страховке и доставке в Москву, чтобы российские поклонники искусства смогли бы на нее взглянуть, — вероятнее всего, в последний раз. Такой пиаровский ход вызывает восхищение. Правда, аукционисты, широко рекламируя эту картину, надеялись получить за нее до $5 миллионов, но она ушла за $3,6 миллиона. Однако и этим уже был поставлен мировой рекорд: Стена Соломона стала самой дорогой работой Верещагина из тех, что когда-либо попадали на аукционы.
Также сенсационным можно считать выход на аукцион Christie’s в Нью-Йорке портрета Анатоля Демидова, написанный Карлом Брюлловым в Италии. Портреты этого художника на рынке — также редкость и всегда громадное волнение для музейных специалистов. Представьте, какой случился бы переполох на университетских кафедрах, найдись новая страничка, исписанная рукой Пушкина. А тут — неизвестный портрет исторического лица кисти великого Брюллова из малоизвестного закрытого собрания князей Югославских, которые унаследовали имущество Демидовых за границей. Последний раз портрет Брюллова из этой коллекции продавался 10 лет назад — это была Аврора Демидова в меховом манто . Третьяковская галерея тогда готовилась к юбилейной выставке Брюллова и впервые послала своего представителя в Лондон — купить Аврору Демидову . Однако Министерство культуры выделило слишком мало денег, и картину купила для своей коллекции Галина Вишневская.
Обложку нью-йоркского каталога Sotheby’s украшает картина Михаила Нестерова Видение святому отроку Сергию . Она и стала самым дорогим лотом — $4,2 миллиона. Как и знаменитая работа Видение отроку Варфоломею , которая находится в Третьяковской галерее, полотно изображает сцену из жизни Сергия Радонежского. Временная дистанция между оригинальной картиной и ее повтором составляет 32 года. Поздний вариант был специально подготовлен для выставки-продажи в Бруклинском музее в 1922 году. Это были голодные времена для наших художников, и многие покинули родину навсегда. Внутреннего рынка не стало, так как исчез класс обеспеченных людей, а государственных заказов на всех не хватало. Отправляя свои картины на Запад, художники надеялись найти сбыт за пределами своей страны. Однако коммерческий итог выставки оказался плачевным: за аренду помещения был уплачено 5000 долларов, а доходы составили всего 2000. Из 900 работ проданы были немногие, в их числе Видение Нестерова...
Sotheby’s в России
Невероятный, бешеный рост цен — вот причина того, что на аукционы выходят сегодня настоящие шедевры русского искусства. Последние отчеты бухгалтерии Sotheby’s таковы. В 2005 году за русские коллекции только в Лондоне и Нью-Йорке получено более 100 миллионов долларов. А в 2006-м Sotheby’s наторговал столько же за полгода. Такие итоги сопоставимы с очень дорогими и очень престижными ювелирными аукционами. Русское искусство стало драгоценным, как самые надежные в мире ценности, — редчайшие бриллианты из Голконды, жемчуга Марии-Антуанетты, рубины из Бирмы и сапфиры из Кашмира. Подобный феномен наблюдается впервые за всю историю мирового антикварного рынка.
Накануне русских торгов в Лондоне Sotheby’s открыл свой офис в Москве — в Романовом переулке, в непосредственной близости от Кремля , как было подчеркнуто в официальном пресс-релизе. В Москву на встречу с журналистами съехался весь цвет администрации аукционного дома во главе с президентом и генеральным директором Уильямом Ф. Рупрехтом. Он объявил о создании дочерней компании Sotheby’s в России и представил ее генерального директора — Михаила Каменского.
Итак, в состав руководства Sotheby’s впервые вошел российский гражданин, знающий антикварный рынок изнутри, как в России, так и за границей. Сын известного советского искусствоведа Александра Каменского, он получил классическое образование и представляет собой редкий тип образованного торговца, имеющего научную степень. Многие годы Михаил занимался социологическими исследованиями художественного рынка в Государственном институте искусствознания. И именно он стоял у истоков создания в Москве первого аукционного дома Альфа-Арт . В качестве дилера он покупал предметы искусства на западных аукционах, создавая для российских банков корпоративные коллекции, — таким образом, на себе испытал все трудности, связанные с законодательством о ввозе и вывозе антиквариата. В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Каменский до недавнего времени занимал пост заместителя директора под началом железной леди Ирины Антоновой, а значит, прошел высшую школу административной работы.