Уровень IV Московского международного салона изящных искусств подтвердил возросший статус Москвы как одного из главных и основных рынков искусства. И хотя участников ярмарки столько же, сколько всегда, качество - новое. Его оценила обозреватель Недели Ирина Мак.
78 галерей из 12 стран мира, представляющие старых фламандцев, импрессионистов, современных художников, мебель, гобелены, ювелирные раритеты etc., представили совершенные в своем роде вещи. И если год назад среди участников нашлось три-четыре провальные экспозиции, то на нынешнем салоне такого нет.
Maison d'Art выставляет Рубенса ( Молодой Вакх ), Джованни Джироламо Савольдо, Йогана (Джованни) Рихтера. Галерея De Jonckheere, в позапрошлом году устроившая в Историческом музее выставку Старые фламандские мастера. Век Брейгеля , привезла Брейгеля-младшего.
Финал XIX - начало XX века представляет Marc Stammegna Gallery (скульптуры Антуана Луи Бари и Рембранта Бугати). Музейную экспозицию Сезанна, Шагала, Сутина, Пикассо и Ренуара показывает галерея Schmit. Кроме того, Le Minotaure привезла Шагала и Сутина, Александру Эстер и Ивана Пуни. И продолжает стенд Le Minotaure Лирическая абстракция послевоенного периода (работы Ланского, Шаршуна, Дмитриенко, Старицкой), показанные на ретроспективной выставке Москва - Париж 1960-2000, второй авангард в этом году в Париже. Москвичи смогут увидеть их вместе со стеклянной ширмой Александра Архипенко (галерея Luc Bellier).
Мебель представлена вещами того же уровня. Дом Steinitz (Париж) представлен скамьей Джулиано Медичи (Флоренция, XV век) и кабинетом князя Белосельского-Белозерского 1715-1720 годов. Salon de l'art du XXe siecle - мебелью ар деко и стеклянными шедеврами Рене Лалика.
Есть еще письмо Петра I князю Голицыну от 13 октября 1721 года - их привезла парижская галерея Bernard J. Shapero Rare Books. И 14 стендов, занятых современным искусством, продемонстрированным галереями Гельмана, Айдан , Риджина , XL и гостями Москвы - GMG, Orel Art, Partner Project Gallery. И стенд президента Российской академии художеств Зураба Церетели, которому надо сказать спасибо за это мероприятие, впервые состоявшееся в Москве во многом его стараниями. Однако работы нового классика меркнут в свете драгоценностей, выставленных на нижнем уровне Манежа, превращенном стараниями дизайнера Патрика Уркада в Вандомскую площадь - с кафе и витринами Bvlgari, Chatila, Leon Hatot и т.д. Leviev впервые в России демонстрирует крупнейшую в мире коллекцию редких бриллиантов, Monte-Carlo Art Collections - старинные украшения Cartier, Bvlgari, Van Cleef & Arpels, Mauboussin.
Выставлено столько всего и такого уровня, что легко понять президента ArtCultureStudio, компании - устроителя салона, Ива Бувье, который не смог ответить на вопрос, что из этого списка он считает хитом. Упор был сделан в первую очередь на выбор экспонатов, - объясняет господин Бувье, - неважно, бриллианты ли это, скульптуры или мебель. Нам важен был стандарт отбора. Мы смогли его соблюсти .
Что до другого вопроса, который неизбежно возникает у каждого, кто приходит в эти дни в Манеж, - как совместить Рубенса с Cartier, то и на это у Ива Бувье есть ответ: Салон как раз и есть место пересечения разных направлений - всего того, что мы имеем в виду, говоря об изящных искусствах. Кроме того, салон учитывает русскую специфику - русские любят и понимают западное искусство. В отличие, например, от жителей Китая и вообще Востока. И в Москве всегда очень много бывает просто посетителей, которые приходят, чтобы посмотреть на искусство, - это очень радует .
Сравнивать московский салон, однако, пока особенно не с чем. Разве сто со знаменитой Ярмаркой в Маастрихте или Неделей антиквариата в Париже, которые выглядят совсем иначе. С другой стороны, зачем повторяться? Главное, произвести впечатление, достойное цены.