Документом, дающим разрешение на вывоз из России ценностей, является специальное Свидетельство, выданное уполномоченным на то органом. В Санкт-Петербурге эту функцию осуществляет Управление Федеральной службы по Северо-Западному федеральному округу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура).
Осенью 1970 года в Париже состоялась 16-я сессия Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая приняла Конвенцию ЮНЕСКО «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», ратифицированную СССР в 1988 году. В соответствии с одним из положений Конвенции, ее участники обязывались создать в своих странах «одну или несколько национальных служб охраны культурного наследия, если такие службы еще не созданы…».
В Санкт-Петербурге и на территории Северо-Западного региона России в настоящее время функции государственного контроля по сохранению культурных ценностей осуществляет Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу (Росохранкультура).
Эксперты Управления проводят государственную экспертизу культурных ценностей, задержанных таможенными органами, органами внутренних дел и федеральными органами безопасности Российской Федерации. В этих случаях государственная экспертиза выявляет характерные черты памятника, время и место его создания, авторство, школу, с тем, чтобы выдать мотивированное заключение о наличии культурной, художественной или музейной значимости произведения.
то необходимо для принятия следственными органами обоснованных, юридически правильных мер по пресечению совершаемых преступлений, связанных с хищением или попытками незаконного вывоза из России культурных ценностей, а также для наиболее рационального распределения предметов старины, обращенных решениями суда в федеральную собственность, в государственные хранилища или религиозные объединения.
Чаще всего проводится экспертиза икон. Строгие святые лики, бывшие некогда непременной частью духовной жизни русского человека, стали в последние десятилетия предметом далеко не религиозного культа. Увеличение коммерческого спроса на подобные памятники искусства привело к росту цен на них. Криминальный способ — самый легкий путь получения икон. Иконы обычно похищают из церквей, находящихся в провинциальных городках, из многочисленных сельских приходов русской глубинки Северо-Запада. Выведенные из незаконного торгового оборота, в руки экспертов, в конечном счете, благодаря деятельности правоохранительных органов попадают иконы из разных источников разного художественного достоинства.
Икона — произведение анонимное. На ней не указаны время создания и имя иконописца, не всегда можно даже установить принадлежность произведения к той или иной школе. Определению времени написания иконы мешает тот факт, что часто на доске, относящейся, например, к XVIII столетию, изображен святой, выполненный в манере конца XIX — начала XX века. Это говорит о позднем воссоздании ранее утраченного изображения с использованием новых иконописных приемов или создании совершенно нового «образа» на новой доске, что часто практиковалось русскими иконописцами. Однако перед экспертом всегда ставятся конкретные вопросы, требующие безошибочных ответов. В частности, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации, необходимо аргументировано определить, к какой категории относится представленное произведение: к религиозным, культурным, художественным или музейным ценностям.
Экспертам также приходится работать с памятниками достаточно древними и редкими. Например, несомненный интерес для искусствоведов представляла икона северного письма «Деисус с Зосимой и Савватием Соловецкими», которая в ходе экспертизы была отнесена к первой половине XVI века и причислена к произведениям, имеющим особую историческую, художественную и культурную ценность. К музейным памятникам была отнесена также икона палехской школы «Явление Сергию Божьей Матери» с фигурой предстоящей Святой мученицы Матрены на полях, выполненная в конце XVIII –начале XIX веков. Неглубокий ковчег, характер темперного письма по левкасу, прозрачность красок, удивительно «тактичное» золочение позволили датировать ее этим периодом. Изучение иконной доски с изображением Святителя Тихона Задонского позволило отнести ее к рубежу XVIII–XIX веков и предположить, что выполнена она была вскоре после 1783 года, когда канонизировали Святителя.