Российский Антикварный Салон — крупнейшая антикварная ярмарка России — прошел с 21 по 29 октября в ЦДХ в Москве в двадцать первый раз. Это событие вновь продемонстрировало собравшимся богатство отечественного культурного наследия.
Еще рано говорить о коммерческих результатах и давать аналитические обзоры, но можно рассказать о первых впечатлениях. С одной стороны, завсегдатаев подкупила камерная атмосфера, с другой — жаркие споры вызвала приветственная речь заместителя руководителя Росохранкультуры Анатолия Вилкова.
Но сначала об увиденном. Специалисты отметили, что стенды участников приобрели законченный вид, галеристы отказались от ярмарочной подачи «материала», когда на стены цыганским ковром вывешивалось все, чем богат продавец. Нынешние экспозиции объединены, прежде всего, тематически. Так, «Альбион Галерея» монографически представила творчества Бориса Кустодиева. Здесь можно было увидеть своеобразную антологию работ мастера: и образцы станковой живописи, и ка-рандашные наброски, и акварели. На стенде галереи Леонида Шишкина развернулась экспозиция, посвященная 100-летию со дня рождения «самого официального советского художника» Дмитрия Налбандяна. Дебютант Салона — Арбат Престиж Музей — представил тематическую выставку под названием «Классики русского авангарда», в которую вошли работы К. Малевича, П. Филонова, М. Шагала.
Из некоммерческих стоит отметить выполненную совместно галереей «Три Века» и музеем-усадьбой «Останкино» экспозицию «Дети в искусстве трех веков. XVIII — начало XX вв.». У галереи большой опыт проведения подобных проектов в рамках Салонов, она уже устраивала выставку ширм и, совместно с «Останкино», выставку осветительных приборов. Над дизайном работала декоратор Виктория Кручинина.
Впервые на Антикварном Салоне в отдельный раздел были выделены участники, специализирующиеся на нумизматике и фалеристике. Очень интересно продвигали себя реставраторы. Предприятие «Алексеевское подворье» предложило вниманию публики уникальные предметы обстановки, изготовленные по проектам известнейших русских художников (Е.Д. Поленовой, А.М. Васнецова, И.Я. Билибина, М.К. Тенишевой) в кустарных мастерских Абрамцева, Талашкина и Сергиева Посада.
Теперь о сенсации. Объявлено: экспертам государственных музеев запрещено давать заключения о подлинности произведений искусства, находящихся в частных коллекциях. Свое решение Росохранкультура мотивировала большим количеством случаев попадания на публичные торги подделок, снабженных экспертными заключениями музеев и реставрационных центров. Всем памятны сообщения о скандалах, связанных с экспертизой, и самый громкий из них — с арестом антикваров Преображенских. Чтобы не разбираться с каждым случаем в отдельности, чиновники решили отказать музеям в праве на проведение экспертизы. Тем самым государственные структуры лишаются одной из важнейших статей дохода. Как скажется такое решение Росохранкультуры на отечественном антикварном рынке, станет понятно в ближайшее время. Но самые пессимистичные прогнозы уже озвучены: рынок возвращается к ситуации пятнадцатилетней давности. Между тем Салон продолжает оставаться пространством для общения антикваров, коллекционеров, аукционистов, экспертов, арт-дилеров и ценителей старины.