С раннего периода сохранилось немного кроватей, в основном из-за ветхости пышных драпировок на них. Кровати играли важную роль в выражении общественного статуса владельца, что видно из живописных источников и богатых драпировок, мехов, шелков и гобеленов. В этот период парадные кровати в домах знатных вельмож считались одним из наиболее дорогих предметов мебели и часто предназначались больше для показа, нежели для сна.
Подобно сундукам, кровати в странах Западной Европы необходимо было поднимать на возвышение с сырого пола. Кровати романского периода часто имели низкие перила, соединявшие четыре коротких столбика с низкой секцией посередине, чтобы легче было лечь в постель. Бургундская резьба по дереву в Аутунском соборе 12 века демонстрирует простой тип рамы для деревянной кровати, известный еще со времен Древнего Египта, с привязанной к раме кожей с помощью кожаных ремней.
Старинная кровать с балдахиномВ 13 веке в Северной Европе начался поиск более удобных форм кроватей. Появились кровати с теплыми драпировками, которые можно было откреплять и упаковывать в сундуки во время длительных путешествий. Подобные кровати были двух основных типов.
Один представлял собой походную кровать; конической формы, обтянутый тканью сосуд из мягкой древесины спускался с потолка над кроватью, и к нему были прикреплены пышные драпировки, натянутые вокруг кровати в виде тента.
Другой тип кровати часто представлен в работе голландских мастеров, которые использовали интерьеры богатых горожан в качестве декораций для религиозной живописи. Ее драпировки спускались с прямоугольного балдахина, где они были натянуты на железных перилах и собирались в грушеобразные узлы. Богатая вышивка на заднике усиливала великолепие подобных предметов мебели. Увеличение комфорта можно наблюдать и в появлении пуховых постелей и пухлых подушек, украшенных живописными сценами из картин и рукописей 15 века.
В Италии из-за теплого климата было меньше необходимости в постельных драпировках; интимность достигалась путем завешивания части комнаты. Характерная кровать имела форму ящика, с приподнятыми в голове и в ногах завершающими панелями. Как и в других типах итальянской мебели, завершающие панели были часто богато декорированы либо украшены живописью.