antikvaram.ru Антиквариат
Главная Законы и нюансы Коллекция. Закон N 127-ФЗ далек от реальности


Коллекция. Закон N 127-ФЗ далек от реальности

коллекция. закон n 127-фз далек от реальности

Новая редакция Федерального закона N 127-ФЗ О вывозе и ввозе культурных ценностей не принесла значимых изменений. Надежды, что обязательные процедуры будут упрощены, оказались напрасными. Но изменения в законодательстве являются все же попыткой в какой-то степени отразить существующие реалии и легализовать сложившуюся практику пересечения границ культурными ценностями. Даже с учетом еще прошлогодней отмены 30%-ного сбора за ввезенные культурные ценности, если они приобретены для собственного пользования, а не для продажи, революции на рынке антиквариата и искусства не случилось. Декларируемые цели закона свидетельствуют скорее об абстрактной культурной миссии, чем о регулировании реального движения культурных ценностей, осуществляемого в весьма значительном объеме за счет покупки-продажи, то есть при действии рыночных механизмов. Однако обратимся к самому закону Российской Федерации.

Новая редакция Федерального закона N 127-ФЗ О вывозе и ввозе культурных ценностей не принесла значимых изменений. Надежды, что обязательные процедуры будут упрощены, оказались напрасными. Но изменения в законодательстве являются все же попыткой в какой-то степени отразить существующие реалии и легализовать сложившуюся практику пересечения границ культурными ценностями. Даже с учетом еще прошлогодней отмены 30%-ного сбора за ввезенные культурные ценности, если они приобретены для собственного пользования, а не для продажи, революции на рынке антиквариата и искусства не случилось. Декларируемые цели закона свидетельствуют скорее об абстрактной культурной миссии, чем о регулировании реального движения культурных ценностей, осуществляемого в весьма значительном объеме за счет покупки-продажи, то есть при действии рыночных механизмов. Однако обратимся к самому закону Российской Федерации.

Закон N 127-ФЗ устанавливает следующие понятия:

* коллекция культурных ценностей как совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение.

* культурные ценности , под которыми понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

* культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;

* культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;

* культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;

* культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

* культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;

* культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Статья 7 цитируемого Закона определяет категории предметов, подпадающие под действие настоящего Закона:

* исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

* предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

* художественные ценности, в том числе:

* картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

* оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

* оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

* художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

* гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

* произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

* изделия традиционных народных художественных промыслов;

* составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

* старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

* редкие рукописи и документальные памятники;

* архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

* уникальные и редкие музыкальные инструменты;

* почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

* старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

* редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

* другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Статья 9 в пункте 1 определяет культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, относя к ним:

* движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;

* движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

* культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

* культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Пункт 2 утверждает, что запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается.

Однако, если культурные ценности не подпадают под действие статьи 9 Закона, то их вывоз может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными настоящим Законом.

Рассмотрим порядок и процедуры оформления вывоза.

Согласно Статье 18. Государственная экспертиза культурных ценностей, культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе.

Отказ лица, ходатайствующего о вывозе культурных ценностей, представить на экспертизу заявленные к вывозу предметы рассматривается как отказ заявителя от их вывоза.

В случае, если результаты экспертизы дают основание для внесения заявленного к вывозу предмета в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего о вывозе этого предмета.

При несогласии заявителя с заключением экспертизы предмет, заявленный к вывозу, представляется на рассмотрение Государственной экспертной комиссии Министерства культуры Российской Федерации или Государственной экспертной комиссии Государственной архивной службы России.

Статья 16. Порядок проведения экспертизы культурных ценностей

Экспертизу заявленных к вывозу, временному вывозу, а также возвращенных после временного вывоза культурных ценностей осуществляют уполномоченные Министерством культуры Российской Федерации и Государственной архивной службой России на осуществление этой деятельности специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иные специалисты.

Статья 19 устанавливает, что при принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей, форма которого утверждается Правительством Российской Федерации.

Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы Российской Федерации.

Вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается.

Несколько отличается порядок предоставления права вывоза и ввоза культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни. Он регулируется рассматриваемым Законом, законодательством Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации об обороте драгоценных металлов и драгоценных камней. Рекомендуем обратиться к Указу Президента РФ от 21.06.2001 N 742, регламентирующему порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней.

Порядок предоставления права вывоза и ввоза различных видов оружия, имеющих историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, также регулируется цитируемым Законом и иными соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Причем, порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, установленный Законом, распространяется и на лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Но все-таки культурные ценности, запрещенные к вывозу статьей 9, вывезти можно. Если гражданин Российской Федерации выезжает за границу на постоянное жительство, если при этом он докажет свое право собственности на культурные ценности, рассматриваемые как семейные реликвии или мемориальные ценности, но если они не хранятся постоянно в государственных или муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей. При соблюдении всех этих если федеральная служба по сохранению культурных ценностей ходатайствует перед Межведомственным советом по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей о принятии решения о возможности вывоза этих ценностей. В свою очередь, Межведомственный совет имеет право принимать решения о возможности вывоза культурных ценностей, не подлежащих вывозу. А чтобы высокий совет согласился реализовать это свое право, нужно выполнить еще одно замечательное условие: владельцы дорогих как память культурных ценностей должны заключить договор о передаче в дар государственным музеям, архивам, библиотекам предметов из своей коллекции, имеющих особое культурное, историческое или иное значение, либо договор о передаче данных предметов указанным учреждениям на установленных этими учреждениями условиях. Такие договоры заключаются между владельцем культурных ценностей и Министерством культуры Российской Федерации либо Государственной архивной службой России.

В случае временного вывоза культурных ценностей его собственнику (им могут быть музеи, архивы, библиотеки, другие юридические, а также физические лица) либо уполномоченному им лицу необходимо подать ходатайство в федеральную службу по сохранению культурных ценностей. О принятом решении заявителю должно быть сообщено не позднее чем через три месяца после официального приема ходатайства.

К ходатайству должен быть приложен ряд документов. Если временный вывоз культурных ценностей осуществляют государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища культурных ценностей, к заявлению о временном вывозе культурных ценностей прилагаются:

* договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей;

* документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности;

* документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата временно вывозимых культурных ценностей.

Если культурные ценности временно вывозят иные юридические, а также физические лица, органы власти и управления, должностные лица, то к заявлению прилагаются:

* свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в установленные законом Российской Федерации охранные списки или реестры;

* подтверждение об извещении соответствующего государственного органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их временном вывозе;

* договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей;

* документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей.

Если федеральная служба по сохранению культурных ценностей примет решение о возможности временного вывоза культурных ценностей, она выдает свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей. Это свидетельство является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы Российской Федерации. Временный вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается.

Однако, получив положительное решение, вывезти культурные ценности можно при выполнении еще одного условия: ходатайствующая сторона должна заключить с федеральной службой по сохранению культурных ценностей договор о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей с оставлением предмета залога у залогодателя, осуществляемом в соответствии с Законом Российской Федерации О залоге .

Если собственник заявленных к временному вывозу культурных ценностей прошел все вышеперечисленные ступени, но получил отказ в разрешении на вывоз, то он может оспорить решение федеральной службы по сохранению культурных ценностей в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. Отказ в ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть дан по следующим основаниям, определенным в статье 31:

* при отсутствии со стороны физического или юридического лица, осуществляющего временный вывоз, гарантий обратного ввоза культурных ценностей, предоставляемых в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

* если состояние культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не позволяет изменять условия их хранения;

* если не определен собственник культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, а также если культурные ценности являются предметом спора о праве собственности;

* если в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей, произошло стихийное бедствие, имеют место вооруженные конфликты, другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности временно вывозимых культурных ценностей.

В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть также отказано при отсутствии у Российской Федерации дипломатических отношений с государством, в которое предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей.

Еще одно непреодолимое затруднение либо решаемый в судебном порядке спорный момент может возникнуть у заявившего культурную ценность к вывозу юридического лица, либо гражданина Российской Федерации, либо лица без гражданства, выезжающими за границу временно, либо иностранного физического лица. В результате обязательной экспертизы Государственная экспертная комиссия Министерства культуры Российской Федерации и Государственная архивная служба России может выдать заключение, а федеральная служба по сохранению культурных ценностей на его основании принять решение о необходимости приобретения для государственных музейного, архивного и библиотечного фондов Российской Федерации культурных ценностей, заявленных к вывозу. В этом случае федеральная служба по сохранению культурных ценностей имеет право купить культурную ценность, заявленную к вывозу ценность по цене, указанной ее собственником при подаче заявления на право вывоза. Если заявитель относится в перечисленным выше, то государство может установить отсрочку платежа сроком до одного года, в течение которого будет изыскивать средства для приобретения данной культурной ценности. В случае, если культурная ценность заявлена к вывозу гражданином Российской Федерации, выезжающим за пределы Российской Федерации на постоянное жительство, вопрос о приобретении ее для государственных музейного, архивного, библиотечного фондов Российской Федерации решается без установления отсрочки. Это оглашено в статье 38 Приобретение государством заявленных к вывозу культурных ценностей . Преимущественное право государства на приобретение культурной ценности не применяется в случае ее вывоза непосредственно автором.

Сложен язык закона, многотрудна практика его исполнения, однако, есть надежда, что процедурная сторона получения свидетельств и разрешений будет и впредь постепенно упрощаться, приближаясь к реальности.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Раритеты и коллекции

News image

. Коллекционирование почтовых марок возникло почти одновременно с их появлением на свет. Нашлись люди, которые оценили ху...

Сокровища ангелов. Коллекция Ростроповича и Вишневской

News image

Не секрет, что творческие люди ищут творчество и красоту во всем. И уж тем более в ...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Яйца Фаберже: 1892 Diamond Trellis Egg

News image

Подарено императором Александром III его жене императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1892 года. 1927 г. - Оружейная палата. Вывезено в Париж Майклом Норманом (Michael No...

РЕЙТИНГ: Наибольшая цена драгоценностей

News image

Бриллиант «Ди» Весом в 100,10 карата, он был продан в 1995 г. за 16,55 млн. долл. шейху Ахмеду Фи...