Современные монеты подделывать в большинстве случаев невыгодно. Чего нельзя сказать об уже вышедших из обращения и ставших предметом коллекционирования. Правда, изготовители поддельных купюр и монет, вышедших из оборота (например, старинных, представляющих коллекционную ценность), фальшивомонетчиками не считаются. Подобное преступление квалифицируется по статье о мошенничестве.
Дмитрий Сергеев, администратор магазина World Coins: Подделки встречаются достаточно часто. Наиболее популярны у мошенников царские монеты 1700-1917 годов. Особенно любят подделывать царское золото, памятные рубли тех лет. Очень много поддельных серебряных рублей петровского и екатерининского периодов. А случается, что какие-нибудь изыскатели создают свою монету и выдают ее за очень редкий экземпляр.
Подделывая монеты, на золоте экономят -- уменьшают вес монеты или используют золото низшей пробы. Что касается подделки редких купюр, то для их изготовления обычно используют более дешевые бумажные деньги -- смывают все и получают заготовку с водяными знаками, а потом наносят изображение.
Алексей Ходорыч, спецкорреспондент журнала Коммерсантъ-Деньги : Я в школе коллекционировал монеты и делал копии -- не только для развлечения, но и для обмена. Либо отливал из легкоплавкого сплава олова и сурьмы в гипсовую форму: из чистого олова тонкости рельефа достигнуть трудно. Либо обжимал тонкой медной фольгой, а затем заливал тем же оловом. Качество получалось значительно лучше, особенно после покрытия монеты серебром методом электролиза. Такие монеты я часто использовал и для обмена с приятелями. Не мучила ли меня совесть? Этот вопрос я решал таким образом. Для обмена приносил несколько низкоценных польских или гэдээровских монет и пару фальшивых более ценной страны и вида. Человек, конечно, выбирал фальшивку. Тогда я его предупреждал: Говорят, это фальшивка . После чего партнер по обмену осматривал ее внимательнее: Да нет, вряд ли . И брал. Подделки и правда были очень похожи, но вот по ребру лично мне всегда было видно, что монета фальшивая. Да и характерного звона у нее не было.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА.
Конец высокого искусства
Период отечественной истории начиная с XVIII века, когда при Екатерине Великой были выпущены первые бумажные ассигнации, и практически до конца XX века можно назвать эпохой художников . Россия всегда славилась отличной школой живописи, в том числе и криминальной. В советские времена, находясь уже в заключении, один умелец с помощью обычной шариковой ручки и огрызков цветных карандашей нарисовал несколько десятирублевых купюр и передал за колючую проволоку. Качества подделки оказалось вполне достаточно для приобретения в магазине и передачи художнику нескольких бутылок водки. Позже, когда факт вскрылся, зеку не поверили, что в условиях зоны такое возможно. Тогда умелец попросил бумагу, синюю шариковую ручку и на глазах у сотрудников органов за два часа нарисовал пятирублевку, практически неотличимую от настоящей. Кстати, как выяснилось, случай этот -- не новость. Почти 200 лет назад, во времена Александра I, ревизия выявила, что в остроге при полицейском управлении арестанты без боязни изготовляли фальшивые ассигнации.
Сегодня художественный метод подделки, когда купюра полностью рисуется на чистом листе, можно сказать, канул в Лету. Сейчас разве что раскрашивают или немного дорисовывают заготовки, напечатанные типографским или компьютерным способами.
Помимо художественного , по наблюдениям оперативников, практически сошел на нет и весьма популярный в начале 90-х годов минувшего века способ частичной подделки. Это когда, например, к однодолларовой купюре дорисовываются или доклеиваются нолики, превращающие ее в стодолларовую. Особых технических приспособлений это не требовало: ножницы, клей, цветные фломастеры и настоящие американские банкноты мелкого номинала. Сегодня, когда даже в глубинке граждане знают в лицо президентов на американской валюте, этот метод утратил актуальность.