На антикварном рынке есть сегменты, где на одну подлинную антикварную вещь приходится пять-шесть подделок. Подделывается абсолютно всё: картины художников - известных и не очень, украшения, мебель и раритетные книги. Рынок поддельных древностей цветет, и особенно во времена перемен, как это случилось с Россией.
Такое уже было и в XIX веке, когда в кругу российских ценителей искусства, прежде состоявшем из аристократии, стали появляться разбогатевшие промышленники и купцы. Бывало это и еще раньше — сразу после Отечественной войны с Наполеоном.
В процессе работ по восстановлению старинной мебели реставраторы столкнулись с таким казусом. Оказалось, что множество предметов дворянского быта начала позапрошлого века можно спокойно записывать в подделки. Эти «исторические» фальшивки появились в конце войны 1812 года, когда в качестве «сувениров» в Россию ввозили дорогую французскую мебель. Тогда-то французские мастера постарались, «впаривая» нашим офицерам-простакам новодел под видом «людовиков». Разумеется, на сегодня эти подделки уже сами являются раритетом.
Особый талант подделывать древности имели (и имеют!) китайские мастера. В Китае с времен Конфуция культивируется преклонение перед стариной, так что на поддельном антиквариате там специализируются уже полторы тысячи лет. Понятно, что многие из таких фальшивок уже успели превратиться в высокоценные раритетные предметы, как например, ваза XIV века, имитирующая вазу VII века. В последние же годы экономический рост Китая и возникшая на Западе мода на восточное еще более стимулировали развитие китайского антикварного рынка. И теперь в Китае «полотна» под Ренуара или Ван Гога официально «поставлена на поток».
Итак, как же изготавливается фальшивка, что представляет собой, и как может быть опознана? У всех антикварных подделок имеется ряд характеристик. «Временная» устанавливает дату создания: в прошлые века или наше время? «Качественная» — за какое произведение выдаётся подделка: за старую картину определенной школы живописи или за работу знаменитого мастера? «Эстетическая» определяет уровень профессионального мастерства автора поделочника. Кроме самих подделок антикварный рынок имеет много картин, не подписанных в своё время автором, и получивших позже чужие имя и подпись. Такие работы нельзя называть подделками в строгом смысле этого слова. Разоблачённые как работы неизвестных художников, такие картины по-прежнему представляют интерес для коллекционеров, хотя их стоимость значительно падает.
Имеется множество кустарных мастерских, в которые изготавливают ордена, чеканят монеты, льют бронзу и т.д.. Способов подделать антикварное изделие много — от элементарных до изощрённых. Вот самый простой: в букинистическом магазине, а лучше с рук покупается несколько старых рисунков. На обратной стороне пишется: «Коровин», «Репин», «Левитан» или «Врубель». Новый автограф немного подзатирается, иногда можно добавить дарственную надпись. Этот рисунок сдаётся в другой антикварный магазин, получается прибыль, иногда составляющая сотни процентов.
Есть еще ряд способов – «оживление» или «дописание» картины, а так же «подделка с нуля» - способы по-своему трудоемкие, но наиболее эффективные, так как на просторах Росси «найти» неизвестную картину знаменитого художника более чем просто.
Теперь поговорим о методах опознания фальшивок в антиквариате. Существуют два вида анализа — технический и искусствоведческий. Искусствовед занимается изучением истории антикварного произведения, творчества его автора, исследует его индивидуальную манеру письма, а так же стиль и содержание произведения. Техническим анализом подтверждается или опровергается вывод эксперта-искусствоведа. Исследование состава красок поможет определить время написания полотна, определить на картине отреставрированные места. Нейтронно-активационный анализ определяет все примеси в краске. Макрофотография изучает характер кракелюров (трещин) картины и исследует манеру письма художника и стиль эпохи. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи позволяют различат отдельные добавления в картинах и переписанные места. Применяется в экспертизе и рентгенография, благодаря которой стало возможно «прочитать» последовательные слои картины. А метод термолюминесценции дает возможность определить, как давно керамический предмет нагревали в последний раз. Когда этот метод только изобрели, многие музеи мира были в шоке: много произведений искусства оказались фальшивками. Например, Институтом ядерной физики имени Планка возраст «Китайской танцовщицы» из мангеймского Музея Райса определили в 70 лет, а ранее считали, что ей около 1700 лет.
Появление новых методик анализа и экспертизы по определению подлинности приводит к выявлению всё новых фальшивок. Каталог Национального музея Стокгольма указывает около 300 произведений, данные о которых были изменены в период 1972 - 1989 годами.
Так что, как в том анекдоте – «гарантия на подлинность – два года» - стопроцентную гарантию того, что редкая статуэтка, антикварное кресло или полотно знаменитого художника не окажется подделкой, не даст никто. Кстати, аукцион Сотбис дает гарантию именно на такой срок – два года. Так что… поспешите проверять.