antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы искусства Искусство современных английских классиков Фрэнсис Бэкон



Искусство современных английских классиков Фрэнсис Бэкон

искусство современных английских классиков фрэнсис бэкон

Будущий английский гений родился в Дублине, в Ирландии, в семье отставного капитана британской армии. По версии семьи, Бэконы приходились дальними родственниками знаменитому философу елизаветинской эпохи Френсису Бэкону, что, впрочем, никогда не пытались доказать.

Болезненный ребенок редко ходил в школу, ему преподавали частные учителя, практиковалось строгое воспитание. Однажды отец застал Фрэнсиса танцующим перед зеркалом в женской одежде и с армейской простотой выгнал его из дома. И ведь ничто не предвещало того, что в дальнейшем мальчик превратится в находку для бульварных изданий: череда сумасшедших любовников, кочевая жизнь, пьянство, безумства, личные трагедии, игра, долги, скандальные работы и, конечно, талант, деньги, мировая слава.

Парадоксальное творческое мироощущение Бэкона, как считают историки искусства, «вызвали к жизни» прежде всего двое: художник Пабло Пикассо и режиссер Сергей Эйзенштейн. Парижская выставка первого в 1927 году поразила нетрадиционным взглядом на природу живописи и, как говорят, определила выбор профессии. А сцена с криком пожилой няни в фильме «Броненосец Потемкин» (кадры с расстрелом толпы на лестнице) потрясла художника глубиной трагедии. Известно, что даже спустя много лет Бэкон не раз возвращался к этой эмоциональной сцене, вкладывая ее энергетику в свои портреты.

Вернувшись в Лондон в начале 1930-х, Фрэнсис Бэкон некоторое время занимался дизайном мебели и разработкой рисунков для ковров. Даже преуспел на этом поприще (почти как Рене Магритт в обоях) — его декоративный талант и новый взгляд успела заметить пресса. Несмотря на это, художник довольно скоро отказался от прикладного творчества и сосредоточился на живописи.

Уже в 1933 году под влиянием биоморфных композиций Пикассо двадцатитрехлетний Бэкон написал свое ныне знаменитое «Распятие». И саму эту вещь, и развитие сюжета многие и в наше время считают провокационными. Можете себе представить, какую реакцию картина вызвала в 1930-х?

А вот и не угадали.

Никакого фурора, никакой очереди из заказчиков. Критика и публика отнеслись снисходительно, работы, экспонированные на первой персональной выставке 1934 года, продавались ни шатко ни валко. Попытка примкнуть к мощному выставочному движению сюрреалистов закончилась неудачей — работы не приняли, посчитав их «недостаточно сюрреалистичными». До полноценного признания художнику предстояло пройти еще 10-летний путь. Кстати, период конца 1930-х и начала 1940 - х фактически остается «белым пятном» в творчестве Бэкона: требовательный к своим творениям, после серии разочарований он уничтожил значительную часть своих работ того времени. Добавлю, что позднее к практике «саморазрушения» он возвращался не раз. Считается, что только после триптиха «Фигуры у подножия креста» 1944 года критика увидела в художнике значительного представителя будущего послевоенного искусства. Работа была показана в 1945 году на выставке, открывшейся за несколько недель до окончания войны. Несмотря на библейское название, персонажи с оскаленными пастями для композиции были навеяны образами фурий — мифических богинь мщения из трагедии Эсхила «Орестея» (еще одно знаковое произведение, вдохновляющее Бэкона). Это уже узнаваемый Бэкон, его, можно сказать, фирменный стиль. Собственно, с этого времени можно говорить о начале его стремительного восхождения к мировому успеху и начале особо ценного периода. В 1946 году близкий друг Бэкона художник Грэхем Сазерленд уговорил галерейщицу Эрику Браузен купить одну из работ Бэкона. Через два года участия в выставках она оказалась в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке. А что это значит — понятно. С Brausen’s Hanover Gallery художник сотрудничал 12 последующих лет. Контракт со знаменитой Marlborough Fine Art, которая долгое время фактически держала «эксклюзив» на его работы, был заключен уже в 1958 году — галерея в тот момент выплатила значительный долг Бэкона.

Значительными произведениями Бэкона начала 1950-х стали вариации на тему «Портрета Папы Иннокентия Х» кисти Диего Веласкеса. От идеи испанского придворного портретиста в них осталось одно название. Подлинный же мотив — опять крик из «Броненосца» и, как ни странно, воспоминание о портрете критика Дэвида Сильвестра, который много сделал для «продвижения» художника и успел привести в порядок его наследие после смерти мастера.

В 1960-х Бэкон переезжает в свою ставшую знаменитой лондонскую студию — гараж на Рис Мьюс, 7. Позже обстановка была перенесена и студия реконструирована в другом месте, в Дублине. В период переезда, в 1962 году Бэкон пишет один из самых своих значительных триптихов «Три стадии распятия» (Three Studies for a Crusifixion). Считается, что это его первая вещь, выполненная в столь масштабном формате, размер каждого холста 198,2 х 144,8. Бэкон любил вспоминать, что написал это «Распятие» во время двухнедельного запоя, который, по его мнению, помог справиться с переполнявшей его энергетикой. В том же году триптих вошел в экспозицию 90 работ художника, организованную в главной британской галерее Тейт. В день открытия художник получил телеграмму из Танжера о смерти своего любовника Питера Лейси (бывший боевой летчик страдал алкоголизмом). Спустя много лет с Бэконом повторится подобная зловещая история. Уже с другой его «музой» — Джорджем Даером. Бывший вор-рецидивист, он стал объектом многих произведений Бэкона. Сам художник поддерживал легенду, что их встреча произошла в момент неудачного ограбления, когда он застал вора врасплох. На этот сюжет даже был снят фильм «Любовь — это дьявол». Но, скорее всего, речь все же идет о мистификации, «специфичной романтике» — по другим свидетельствам, Даер просто подошел к Бэкону в баре.

1960-е годы считаются лучшим периодом в творчестве Бэкона: по технике, по энергетике, по идеям. А из биографических данных известно, что жизнь художника в этот период превратилась в какой-то кошмар. Не случайно есть мнение, что чем хуже было Бэкону в жизни, тем лучше он писал. А поводов для «вдохновения» было немало. Джон Даер был, мягко говоря, неуравновешен, да к тому же имел множество неприятных пристрастий. Ревнуя Бэкона, он даже как-то раз положил в его студию наркотики, за что художник был подвергнут судебному преследованию. Закончилась эта история по-бэконовски: в 1971 году за два дня до открытия важной ретроспективной выставки в Гран Палас в Париже любовник Бэкона был найден мертвым в ванной отеля. Смерть наступила от передозировки барбитурата, смешанного с алкоголем, — по сути, опять самоубийство и опять перед важным творческим событием. Финал Даера стал основой сюжета целой серии особо депрессивных, а потому очень сильных работ Бэкона начала 1970-х годов.

Конец 1970-х — 1980-е — это годы мирового признания, жизни в неформальном статусе величайшего из живущих художников. Ретроспективные выставки Бэкона проходят по всему миру: от Нью-Йорка до Токио. В 1989 году небольшую экспозицию из 22 работ привезли и в Третьяковскую галерею на Крымском Валу. Художник уже стар, тяжело болен, но продолжает работать. В 1980-х в его творчестве появляются пейзажи. Вместе с сюжетами меняется и техника в сторону более тщательной прорисовки, художник начинает использовать аэрозольные краски, меняется даже палитра. Исследователи отмечают, что в последних работах Бэкон достигает того, к чему раньше никогда не стремился, — спокойствия. О том, что спокойствие этого безумного человека снижает ценность работ соответствующего творческого периода, вслух не говорится, но, скорее всего, именно это и имеется в виду.

При жизни Бэкон считался чуть ли не воинствующим атеистом и, вроде бы, даже посмеивался, говоря, что готов встретить конец как угодно, но только не в окружении монашек. По еще одному странному совпадению в 1992 году он умер в мадридской клинике от инфаркта в обществе двух сестер из Ордена Марии. Служба не проводилась.

В его лондонской мастерской нашли последний незаконченный холст, в котором одни видят автопортрет, а другие — изображение Джона Даера.

По оценкам artprice.com, условно 100 долларов, инвестированные в творчество Фрэнсиса Бэкона в 1997 году, превратились в 2005-м в 275 долларов. Нюанс в том, что отсчет велся уже с эпохи высоких цен — художник умер в 1992-м, а значение его работ к тому моменту не было недооценено. Но интересно и другое: только за период 2003–2004 годов ценовой индекс творчества художника вырос на 61 %. Аукционный оборот в деньгах в 2004 году превысил 14 миллионов долларов. Потенциал роста остается, вопрос только в сроках и процентах.

Для инвестора в этой ситуации есть и еще один приятный момент. Высокохудожественных работ Бэкона на рынке пока еще довольно много. Да, они стоят дорого, но они есть. Огромные холсты Бэкона продолжают, в частности, продавать его в прошлом контрактная галерея Marlborough Fine Art, а также официальные представители Фонда Фрэнсиса Бэкона— Tony Shafrazi Gallery в Нью-Йорке и Faggionato Fine Art в Лондоне.

Вывеска одного из залов Tony Shafrazi Gallery: лаконичная надпись в ряд PICASSO BACON BASQUIAT. И этим, кажется, действительно многое сказано.

Взаимоотношения Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда — это история соперничества. Возможно, наиболее точно суть противостояния очень похожих по энергетике людей сформулировал еще один «анфан террибль» современного английского искусства Дэмьен Херст: «Люциан Фрейд, безусловно, величайший из современных художников, если бы не было Фрэнсиса Бэкона». Есть мнение, что в технике живописи Фрейд значительно сильнее, но в «ярости отчаяния», в той самой энергетике уступает Бэкону. Так, например, известно, что Бэкон иногда просто не справлялся с изображениями конкретных деталей, например ботинка, и не тратил на это время, писал быстро, импульсивно, в отличие от Фрейда. С другой стороны, спор об «энергетике» не может опираться на факты, да и сама дискуссия с «расстановкой мест» по определению выходит за рамки корректности.

Сходство этих художников, кроме экспрессионистского жанра, состоит в том, что оба рисовали не портреты людей, а свое видение людей. Фрейд стремится «проникнуть под кожу», Бэкон — заменить изображение человека собственными эмоциями. При этом Фрейд всегда опирается на личный контакт и общение с моделью. Бэкон же предпочитал использовать фотографии, особенно многоракурсные паспортные — в его студии были найдены сотни измятых фотографий его друзей, журнальные вырезки и другие «источники вдохновения». В частности, известно, что, когда Бэкон писал портрет Люциана Фрейда 1951 года, он держал перед глазами не фото своего коллеги, а изображение любимого писателя Франца Кафки. Известно, что в свое время Бэкон высоко отзывался о творчестве Фрейда, хвалил его экзистенциализм, в чем-то рембрандтовский взгляд — обращенный внутрь, метафорический.

Истории соперничества предшествовала длительная, 20-летняя дружба. В это время специалисты по творчеству художников отмечают их значительное взаимное влияние. Таинственная ссора между Бэконом и Фрейдом произошла только в 1965 году. Они так и не помирились вплоть до смерти Бэкона. Причины же инцидента до сих пор доподлинно неизвестны.

Впрочем, можно сказать, что рынок их уже примирил. И дело не только в том, что работы художников соседствуют в ведущих галереях, и не в сопоставимости цен. Просто почти в любой дискуссии творчество Бэкона не обходится без упоминания о влиянии Фрейда, как, впрочем, и наоборот. Ведь для коллекционеров работы художников интересны не только силой живописи, но и тем, что почти за каждой их вещью стоит интересная история — предмет для обсуждения и самостоятельного исследования.

Пособие для начинающего коллекционера: Искусство тратить деньги или просто Искусство

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекционные Куклы Gotz

News image

Марианна и Франц Готц (Gotz) основали Фабрику кукол в 1950 году в Германии. Компания прошла до...

Личная коллекция антиквариата

News image

Всегда одним из основных мерил богатства человека выступала его индивидуальная коллекция антикварных предметов искусства. Почем...

Авторизация


Предметы искусства:

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Галерея драгоценностей Эрмитажа. Западноевропейское ювелирно

News image

Появление в собрании Эрмитажа коллекции статуэток из золоченого серебра, украшенных драгоценными и поделочными камнями, связано с путешествиями Петра I по Европе. Саксонские мастера начала XVIII ве...

Антикварные броши

News image

Многочисленные слухи о несметных затерянных сокровищах, постоянно терзали кладоискателей, археологов и просто любителей приключений. Согласно легендам, россыпи драгоценностей хранят в себе несметные богатства и произ...