antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы искусства Искусство современных английских классиков Фрэнсис Бэкон



Искусство современных английских классиков Фрэнсис Бэкон

искусство современных английских классиков фрэнсис бэкон

Будущий английский гений родился в Дублине, в Ирландии, в семье отставного капитана британской армии. По версии семьи, Бэконы приходились дальними родственниками знаменитому философу елизаветинской эпохи Френсису Бэкону, что, впрочем, никогда не пытались доказать.

Болезненный ребенок редко ходил в школу, ему преподавали частные учителя, практиковалось строгое воспитание. Однажды отец застал Фрэнсиса танцующим перед зеркалом в женской одежде и с армейской простотой выгнал его из дома. И ведь ничто не предвещало того, что в дальнейшем мальчик превратится в находку для бульварных изданий: череда сумасшедших любовников, кочевая жизнь, пьянство, безумства, личные трагедии, игра, долги, скандальные работы и, конечно, талант, деньги, мировая слава.

Парадоксальное творческое мироощущение Бэкона, как считают историки искусства, «вызвали к жизни» прежде всего двое: художник Пабло Пикассо и режиссер Сергей Эйзенштейн. Парижская выставка первого в 1927 году поразила нетрадиционным взглядом на природу живописи и, как говорят, определила выбор профессии. А сцена с криком пожилой няни в фильме «Броненосец Потемкин» (кадры с расстрелом толпы на лестнице) потрясла художника глубиной трагедии. Известно, что даже спустя много лет Бэкон не раз возвращался к этой эмоциональной сцене, вкладывая ее энергетику в свои портреты.

Вернувшись в Лондон в начале 1930-х, Фрэнсис Бэкон некоторое время занимался дизайном мебели и разработкой рисунков для ковров. Даже преуспел на этом поприще (почти как Рене Магритт в обоях) — его декоративный талант и новый взгляд успела заметить пресса. Несмотря на это, художник довольно скоро отказался от прикладного творчества и сосредоточился на живописи.

Уже в 1933 году под влиянием биоморфных композиций Пикассо двадцатитрехлетний Бэкон написал свое ныне знаменитое «Распятие». И саму эту вещь, и развитие сюжета многие и в наше время считают провокационными. Можете себе представить, какую реакцию картина вызвала в 1930-х?

А вот и не угадали.

Никакого фурора, никакой очереди из заказчиков. Критика и публика отнеслись снисходительно, работы, экспонированные на первой персональной выставке 1934 года, продавались ни шатко ни валко. Попытка примкнуть к мощному выставочному движению сюрреалистов закончилась неудачей — работы не приняли, посчитав их «недостаточно сюрреалистичными». До полноценного признания художнику предстояло пройти еще 10-летний путь. Кстати, период конца 1930-х и начала 1940 - х фактически остается «белым пятном» в творчестве Бэкона: требовательный к своим творениям, после серии разочарований он уничтожил значительную часть своих работ того времени. Добавлю, что позднее к практике «саморазрушения» он возвращался не раз. Считается, что только после триптиха «Фигуры у подножия креста» 1944 года критика увидела в художнике значительного представителя будущего послевоенного искусства. Работа была показана в 1945 году на выставке, открывшейся за несколько недель до окончания войны. Несмотря на библейское название, персонажи с оскаленными пастями для композиции были навеяны образами фурий — мифических богинь мщения из трагедии Эсхила «Орестея» (еще одно знаковое произведение, вдохновляющее Бэкона). Это уже узнаваемый Бэкон, его, можно сказать, фирменный стиль. Собственно, с этого времени можно говорить о начале его стремительного восхождения к мировому успеху и начале особо ценного периода. В 1946 году близкий друг Бэкона художник Грэхем Сазерленд уговорил галерейщицу Эрику Браузен купить одну из работ Бэкона. Через два года участия в выставках она оказалась в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке. А что это значит — понятно. С Brausen’s Hanover Gallery художник сотрудничал 12 последующих лет. Контракт со знаменитой Marlborough Fine Art, которая долгое время фактически держала «эксклюзив» на его работы, был заключен уже в 1958 году — галерея в тот момент выплатила значительный долг Бэкона.

Значительными произведениями Бэкона начала 1950-х стали вариации на тему «Портрета Папы Иннокентия Х» кисти Диего Веласкеса. От идеи испанского придворного портретиста в них осталось одно название. Подлинный же мотив — опять крик из «Броненосца» и, как ни странно, воспоминание о портрете критика Дэвида Сильвестра, который много сделал для «продвижения» художника и успел привести в порядок его наследие после смерти мастера.

В 1960-х Бэкон переезжает в свою ставшую знаменитой лондонскую студию — гараж на Рис Мьюс, 7. Позже обстановка была перенесена и студия реконструирована в другом месте, в Дублине. В период переезда, в 1962 году Бэкон пишет один из самых своих значительных триптихов «Три стадии распятия» (Three Studies for a Crusifixion). Считается, что это его первая вещь, выполненная в столь масштабном формате, размер каждого холста 198,2 х 144,8. Бэкон любил вспоминать, что написал это «Распятие» во время двухнедельного запоя, который, по его мнению, помог справиться с переполнявшей его энергетикой. В том же году триптих вошел в экспозицию 90 работ художника, организованную в главной британской галерее Тейт. В день открытия художник получил телеграмму из Танжера о смерти своего любовника Питера Лейси (бывший боевой летчик страдал алкоголизмом). Спустя много лет с Бэконом повторится подобная зловещая история. Уже с другой его «музой» — Джорджем Даером. Бывший вор-рецидивист, он стал объектом многих произведений Бэкона. Сам художник поддерживал легенду, что их встреча произошла в момент неудачного ограбления, когда он застал вора врасплох. На этот сюжет даже был снят фильм «Любовь — это дьявол». Но, скорее всего, речь все же идет о мистификации, «специфичной романтике» — по другим свидетельствам, Даер просто подошел к Бэкону в баре.

1960-е годы считаются лучшим периодом в творчестве Бэкона: по технике, по энергетике, по идеям. А из биографических данных известно, что жизнь художника в этот период превратилась в какой-то кошмар. Не случайно есть мнение, что чем хуже было Бэкону в жизни, тем лучше он писал. А поводов для «вдохновения» было немало. Джон Даер был, мягко говоря, неуравновешен, да к тому же имел множество неприятных пристрастий. Ревнуя Бэкона, он даже как-то раз положил в его студию наркотики, за что художник был подвергнут судебному преследованию. Закончилась эта история по-бэконовски: в 1971 году за два дня до открытия важной ретроспективной выставки в Гран Палас в Париже любовник Бэкона был найден мертвым в ванной отеля. Смерть наступила от передозировки барбитурата, смешанного с алкоголем, — по сути, опять самоубийство и опять перед важным творческим событием. Финал Даера стал основой сюжета целой серии особо депрессивных, а потому очень сильных работ Бэкона начала 1970-х годов.

Конец 1970-х — 1980-е — это годы мирового признания, жизни в неформальном статусе величайшего из живущих художников. Ретроспективные выставки Бэкона проходят по всему миру: от Нью-Йорка до Токио. В 1989 году небольшую экспозицию из 22 работ привезли и в Третьяковскую галерею на Крымском Валу. Художник уже стар, тяжело болен, но продолжает работать. В 1980-х в его творчестве появляются пейзажи. Вместе с сюжетами меняется и техника в сторону более тщательной прорисовки, художник начинает использовать аэрозольные краски, меняется даже палитра. Исследователи отмечают, что в последних работах Бэкон достигает того, к чему раньше никогда не стремился, — спокойствия. О том, что спокойствие этого безумного человека снижает ценность работ соответствующего творческого периода, вслух не говорится, но, скорее всего, именно это и имеется в виду.

При жизни Бэкон считался чуть ли не воинствующим атеистом и, вроде бы, даже посмеивался, говоря, что готов встретить конец как угодно, но только не в окружении монашек. По еще одному странному совпадению в 1992 году он умер в мадридской клинике от инфаркта в обществе двух сестер из Ордена Марии. Служба не проводилась.

В его лондонской мастерской нашли последний незаконченный холст, в котором одни видят автопортрет, а другие — изображение Джона Даера.

По оценкам artprice.com, условно 100 долларов, инвестированные в творчество Фрэнсиса Бэкона в 1997 году, превратились в 2005-м в 275 долларов. Нюанс в том, что отсчет велся уже с эпохи высоких цен — художник умер в 1992-м, а значение его работ к тому моменту не было недооценено. Но интересно и другое: только за период 2003–2004 годов ценовой индекс творчества художника вырос на 61 %. Аукционный оборот в деньгах в 2004 году превысил 14 миллионов долларов. Потенциал роста остается, вопрос только в сроках и процентах.

Для инвестора в этой ситуации есть и еще один приятный момент. Высокохудожественных работ Бэкона на рынке пока еще довольно много. Да, они стоят дорого, но они есть. Огромные холсты Бэкона продолжают, в частности, продавать его в прошлом контрактная галерея Marlborough Fine Art, а также официальные представители Фонда Фрэнсиса Бэкона— Tony Shafrazi Gallery в Нью-Йорке и Faggionato Fine Art в Лондоне.

Вывеска одного из залов Tony Shafrazi Gallery: лаконичная надпись в ряд PICASSO BACON BASQUIAT. И этим, кажется, действительно многое сказано.

Взаимоотношения Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда — это история соперничества. Возможно, наиболее точно суть противостояния очень похожих по энергетике людей сформулировал еще один «анфан террибль» современного английского искусства Дэмьен Херст: «Люциан Фрейд, безусловно, величайший из современных художников, если бы не было Фрэнсиса Бэкона». Есть мнение, что в технике живописи Фрейд значительно сильнее, но в «ярости отчаяния», в той самой энергетике уступает Бэкону. Так, например, известно, что Бэкон иногда просто не справлялся с изображениями конкретных деталей, например ботинка, и не тратил на это время, писал быстро, импульсивно, в отличие от Фрейда. С другой стороны, спор об «энергетике» не может опираться на факты, да и сама дискуссия с «расстановкой мест» по определению выходит за рамки корректности.

Сходство этих художников, кроме экспрессионистского жанра, состоит в том, что оба рисовали не портреты людей, а свое видение людей. Фрейд стремится «проникнуть под кожу», Бэкон — заменить изображение человека собственными эмоциями. При этом Фрейд всегда опирается на личный контакт и общение с моделью. Бэкон же предпочитал использовать фотографии, особенно многоракурсные паспортные — в его студии были найдены сотни измятых фотографий его друзей, журнальные вырезки и другие «источники вдохновения». В частности, известно, что, когда Бэкон писал портрет Люциана Фрейда 1951 года, он держал перед глазами не фото своего коллеги, а изображение любимого писателя Франца Кафки. Известно, что в свое время Бэкон высоко отзывался о творчестве Фрейда, хвалил его экзистенциализм, в чем-то рембрандтовский взгляд — обращенный внутрь, метафорический.

Истории соперничества предшествовала длительная, 20-летняя дружба. В это время специалисты по творчеству художников отмечают их значительное взаимное влияние. Таинственная ссора между Бэконом и Фрейдом произошла только в 1965 году. Они так и не помирились вплоть до смерти Бэкона. Причины же инцидента до сих пор доподлинно неизвестны.

Впрочем, можно сказать, что рынок их уже примирил. И дело не только в том, что работы художников соседствуют в ведущих галереях, и не в сопоставимости цен. Просто почти в любой дискуссии творчество Бэкона не обходится без упоминания о влиянии Фрейда, как, впрочем, и наоборот. Ведь для коллекционеров работы художников интересны не только силой живописи, но и тем, что почти за каждой их вещью стоит интересная история — предмет для обсуждения и самостоятельного исследования.

Пособие для начинающего коллекционера: Искусство тратить деньги или просто Искусство

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекции великих тиранов

News image

22 октября 1943 года на Пушкинской улице в Москве собрались академики, сановные живописцы и архитекторы, ис...

Коллекция Вилгьельма Оттена (Wilhelm Otten), Австрия

News image

Александр Родченко. Конструкция № 95. 1919. Холст, ма...

Авторизация


Предметы искусства:

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Галерея драгоценностей Эрмитажа. Древности эпохи Великого пе

News image

Эпоха Великого переселения народов ознаменовалась грандиозными передвижениями племен, населявших земли от маньчжурских степей до атлантического побережья будущей Франции. Его активными участниками стали гунны, завоевавшие в IV...

РЕЙТИНГ: Наибольшая цена драгоценностей

News image

Бриллиант «Ди» Весом в 100,10 карата, он был продан в 1995 г. за 16,55 млн. долл. шейху Ахмеду Фи...