Выбор специалиста–консультанта
Выбор специалиста–консультанта — наиболее ответственный этап в процессе инвестирования. Понятно, что критерии оценки работ во многом субъективны, а удачность покупки напрямую зависит от квалификации и добросовестности консультанта. По сути, выбор консультанта — это поиск делового партнера, и отнестись к данному шагу надо соответственно.
Если у вас нет рекомендаций от друзей и необходимые справки навести не удалось, то лучший способ начать поиски — самостоятельно посетить несколько галерей. Обратите внимание, насколько профессиональны работающие там консультанты. Поинтересуйтесь, какие гарантии предоставляются. Большое значение имеет и сравнение цен. Справьтесь о стоимости работ одного и того же периода в разных галереях. Если порядок цен сильно отличается, можно попытаться получить объяснения. Подобные стандартные шаги позволят составить объективное мнение об уровне профессионализма консультантов и сделать более-менее осознанный выбор.
Специалисты арт-рынка, в том числе работающие в галереях, «питаются», безусловно, не манной небесной и не чужды ничего мирского. Поэтому скрывать от них намерения заработать на приобретаемом предмете искусства бессмысленно. Более того, иногда даже не грех подчеркнуть свою позицию: вы пока не коллекционер, ваша цель — заработать и попутно развить вкус к прекрасному. Главное, ни в коем случае не перегибать палку и не ставить перед специалистами финансовые задачи вроде: даю вам 10 тыс. долл., «крутите» их как хотите, а через год верните мне уже 13 тыс. долл. Стоит помнить, что вы для них не кредитор, а они для вас—кто угодно (партнеры, агенты, эксперты), но только не заемщики. А тот, кто стремится к строго прогнозируемым финансовым результатам и гарантиям, пусть идет в Сбербанк делать срочный вклад. Максимум, чем вам в состоянии помочь добросовестный консультант галереи,— посоветовать, как, на его взгляд, наиболее выгодно распорядиться финансовыми ресурсами. В частности, он может порекомендовать самые перспективные для инвестирования предметы искусства, подсказать удачный момент для покупки или продажи и оказать в этом содействие. Но вряд ли кто-нибудь станет брать на себя финансовые обязательства и устанавливать жесткие сроки их выполнения.
Всегда стоит помнить, что профессионал (агент, консультант галереи) зарабатывает свою комиссию в момент продажи. Понятно, что для максимизации собственной прибыли продать надо как можно дороже, что для инвестора–новичка весьма печально. И профессионал это прекрасно знает. Но побороть такое серьезное искушение способны далеко не все. А ведь если картина продана слишком дорого, переоценена, то процесс ее дальнейшей перепродажи для новичка осложнится. По меньшей мере, затянется. Когда произведение искусства плохо продается из-за переоценки, это негативно сказывается на ее репутации. Бороться с данным явлением можно, например, корректируя стоимость и перевешивая картину по разным галереям, чтобы полотно не примелькалось.
Излишне, наверное, напоминать, что совершать покупки лучше в галереях, гарантирующих подлинность работ. Ведь самый большой риск — купить подделку, которых очень много на российском рынке.