В елизаветинские и екатерининские времена юной девушке, приглашенной на первый дворцовый бал, непременно дарили веер.
Перед первым выходом в свет она получала также театральный бинокль, туалетную коробочку, бальные туфельки и бальные перчатки. Но из всех этих предметов веер был наиболее знаковым и наименее утилитарным. Он служил своего рода дамским разговорником , которым женщина пользовалась изящно и тонко. Существовали писаные и неписаные пояснения, как разговаривать веером. Положение веера могло означать огромное разнообразие чувств и настроений - желание, любовь, привязанность, притворство, печаль, недоверие, недоброжелательство.
Веер создавал моду, но, в свою очередь, подчинялся всем ее прихотям и капризам. В России пик этой моды пришелся на царствование Екатерины II. Веер увековечен в произведениях выдающихся русских художников - Н.Аргунова (в знаменитом портрете П.И.Ковалевой-Жемчуговой), В.Боровиковского, И.Вишнякова, О.Кипренского, П.Соколова, А.Брюллова...
Этот волшебный, поэтический, прихотливый и интимный мир вееров XVII - XX веков ныне представлен на выставке в Музее В.А.Тропинина. Каких только вееров здесь нет! Русских и западноевропейских. От детских, с ладонь величиной, до огромных опахал, при которых состояли специальные слуги. Искусно исполненных из тканей, шелка, кружев, меха, страусовых перьев, пластинок из мамонтова бивня и моржового клыка, из инкрустированного дерева и раковин, богато декорированных золотыми блестками, жемчугом. Украшенных живописными и рисованными сюжетами, в основном пасторальными, рыцарскими и библейскими: Ревекка у колодца , Сельская свадьба , Свидание в парке , Дамы и кавалеры ...
Представлены даже именные веера. Вот веер с темным экраном и царскими вензелями, принадлежавший императрице Марии Федоровне, жене Александра III. Он изготовлен в 1890 году искусными мастерами и является истинным произведением прикладного искусства. А вот веер-альбом княгини С.В.Волконской. Интересен веер На память .
Экспонируется 200 вееров. Они поступили на выставку из Музея-усадьбы Останкино . Большую их часть составляет коллекция Феликса Евгеньевича Вишневского, которую он подарил Останкино в 1956 году. Теперь она на время вернулась в Музей В.А.Тропинина, основателем которого и был Вишневский. А в 1973 году собрание вееров пополнилось редкими театральными опахалами с изображениями сцен из оперных и драматических спектаклей. Это дар В.П.Шереметева.
Экспозиция включает в себя живописные женские портреты, старинные гравюры, миниатюры, медальоны, фарфоровые статуэтки, стекло, хрусталь, предметы тогдашнего дамского обихода.