Ростов — старинный русский город, впервые упоминается в летописи в 862 году. Со второй половины XVIII века в Ростове существует самобытный промысел художественной финифти. Это миниатюрная живопись по эмали, в такой технике изготавливалась церковная утварь, т.к. возник промысел в виде небольшой монастырской мастерской. В XIX веке промысел представлял собой ряд мелких семейных мастерских, каждая из которых строго хранила секреты своего производства.
К началу XX века промысел стал угасать, поэтому в 1911 году была открыта специализированная школа-мастерская, где опытные мастера А.А.Назаров и Н.И.Дубков готовили молодежь, которая позднее стала ядром промысла.
После революции была организована художественная финифтяная артель, и промысел получил новое развитие, большую роль в этом сыграл известный художник С.В.Чехонин, по рисункам которого были созданы работы с орнаментальной цветочной эмалевой росписью. В 20 и 30-е годы много и плодотворно работали мастера Дубков и Назаров, а затем ученики Назарова: Н.А.Карасев, Н.М.Хрыков, М.М.Кулыбин. Ростовская финифть с успехом демонстрировалась на международных выставках. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе она была удостоена золотой медали.
Изготавливают финифть из меди. На пластинку накладывают эмалевую массу, после обжига на затвердевшую поверхность наносится рисунок и выполняется роспись эмалевыми красками на скипидарном или лавандовом масле, затем пластинка обжигается вторично. Процесс описан только в общих чертах, на самом деле операций гораздо больше, изготовление финифти довольно трудоемко.
Фабрика Ростовская финифть , преобразованная в 1960 году из художественной финифтяной артели, производит преимущественно ювелирные изделия и сувениры с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А.М.Кокин, В.В.Горский, И.И.Солдатов, В.Г.Пителин и другие).
Изделия фабрики находятся в музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее и других музеях России.
Наперстки Ростовской финифти очень декоративны, в них роспись по эмали сочетается со сканью (филигранью) и зернью. Слово скань древнеславянское и означает свить, скрутить, что отражает технику изготовления тонкой витой проволочки, из которой состоит узор. Зернь — это маленькие шарики, напаянные на узор из филиграни. Диковинные цветы, яркие краски росписи по эмали украшают изделия, придают им необыкновенно нарядный вид.