antikvaram.ru Антиквариат
Главная Велосипеды Российская велосипедная пресса



Российская велосипедная пресса

российская велосипедная пресса

История велосипедной прессы неразрывно связана с велосипедной же торговлей. Многие велосипедные, автомобильные и прочие спортивные журналы издавались с целью рекламы того или иного торгового предприятия, что не мешало, впрочем, основной цели этих изданий - популяризации технических видов спорта и усовершенствованных способов передвижения - как тогда говорили. Первой ласточкой велосипедной прессы явился московский журнал Велосипед и речной яхт-клуб .

Редактором его был С.П.Яновский. Журнал выходил 3 раза в месяц с 1892 до конца 1895 года. За время издания он дважды менял свое название - сначала на Велосипедист , а затем на Велосипедный спорт . Цена годовой подписки составляла 4 рубля. Основной темой журнала был, в соответствии с названием, велосипед, но на его страницах находилось место и для прочих видов спорта - атлетики, борьбы, равно как и для технических видов - парусного, гребного, конькового и только зарождавшегося автомобильного. Девизом издания было Ознакомление спортсменов с историей спорта в России и с современным его состоянием . Современники наилучшим образом оценивали качество и количество материалов, публикуемых на его страницах. О причинах прекращения выпуска журнала, к сожалению, ничего не известно, в прощальной статье в последнем номере об этом ничего не было сказано.

Почти одновременно с московским Велосипедом и речным яхт-клубом в Санкт-Петербурге стал выпускаться журнал Велосипед . Он был еженедельным, выходил по субботам. Годовая подписная цена его составляла 5 рублей. Печатался журнал в типографии Мюллера и Богельмана. Редактором-издателем его первоначально был В.Э.Сакс, но с 1893 года на этом посту его сменил Г.Т.Назаров, а с 11 августа 1894 года редактором-издателем стал И.А.Богельман - журнал ему достался за долги по типографии. 7 апреля 1893 года при редакции журнала был открыт склад-магазин велосипедов американской фирмы CRESCENT. Естественно, это обстоятельство очень сильно отразилось на содержании рекламного отдела, что вызвало недовольство читателей - ведь качество велосипедов CRESCENT оставляло желать лучшего. Несколько позже при редакции был открыт также книжный магазин, где продавалась литература о велосипеде, спорте и технике.

В 1896 году Велосипед избрало своим официальным печатным органом общество велосипедистов - туристов, основанное годом раньше.

В издании были разделы: Путешествий и поездок, состязаний и рекордов, биографий и портретов, велосипедной беллетристики, переписки с читателями и, конечно же, весьма серьезный раздел техники. Но, постепенно, журнал потерял доверие читателей из-за своих коммерческих опытов, описанных выше, в результате в 1898 году журнал закрылся, просуществовав семь лет.

Кроме Велосипеда в Петербурге с 1894 года выходил иллюстрированный журнал самокатного дела Самокат , редактором-издателем которого был Александр Орловский - бизнесмен, большой поклонник спорта и усовершенствованных способов передвижения , к которым относился и велосипед. В первый год своего существования журнал выходил еженедельно по средам; годовая подписка стоила 4 рубля. На второй год существования цена подписки поднялась до 5 рублей, а журнал стал выходить по субботам. Увеличение цены не отпугнуло подписчиков, так как журнал быстро завоевал популярность в среде велосипедистов и спортсменов. Самокат издавался при магазине велосипедов и спортивных принадлежностей Александра Орловского. Нужно сказать, что в данном случае коммерческие интересы не отразились на объективности статей, публикуемых в Самокате , как это произошло с его конкурентом - Велосипедом . Кстати, обе редакции вели форменную войну друг против друга - со всеми атрибутами нынешнего времени - разоблачительными статьями, едкими фельетонами и прочим. Время рассудило конкурентов - Самокат просуществовал гораздо дольше Велосипеда .

Журнал был особенно примечателен разделами хроники и техники. Кроме того, раздел Путешествия также радовал читателя количеством полезных сведений и описаниями поездок. В этом разделе нередко помещались отчеты о путешествиях на велосипедах, а, впоследствии, на моторных трициклах и мотоциклах Петра и Николая Орловских - сыновей Александра Орловского, которым он в последних годах XIX столетия передал свое дело (как магазин, так и журнал).

С появлением моторных экипажей все семейство Орловских немедленно и серьезно увлекается ими. Они издают под своей редакцией несколько книг по автомобилям и мотоциклам, а в Самокате появляется все больше статей на эту тему. Результатом явилось то, что в 1902 году на титульном листе журнала появляется заголовок Еженедельный иллюстрированный журнал всех видов спорта и усовершенствованных способов передвижения , а в 1907 году журнал был переименован в Автомобильное дело .

Москва после прекращения выпуска Велосипедиста не осталась без велосипедного издания - с середины того же 1895 года стал выходить иллюстрированный велосипедный журнал Циклист . Редактировал его Д. П. Голомзин, а издателем был И. Я. Липскеров, который также издавал газету Новости дня , так что в финансовом отношении у Циклиста дела были весьма хороши. Годовая подписка стоила 5 рублей, а читатель получал 50 журналов в год. В 1897 году редакция предприняла попытку сделать журнал ежедневным (кроме выходных и праздничных дней) за прежнюю цену, но со следующего года все вернулось на круги своя - удержать взятый темп оказалось весьма сложно, да и номера в смысле информации сильно поблекли . Стиль Циклиста отличался от петербургских собратьев обилием рисунков на околовелосипедные темы. Своим официальным печатным органом это издание выбрали следующие объединения: Московский клуб велосипедистов (основанный в 1888 году), московский кружок велосипедной езды (основан в 1895 году), московский клуб лыжников, основанный в том же 1895 году, члены которого летом сменяли лыжи на велосипеды, и рижское отделение общества велосипедистов Унион , что доказывает факт популярности журнала за пределами московской губернии.

Некоторое время услугами Циклиста пользовалось и Московское Общество Велосипедистов - Любителей, но в 1897 году последовала грандиозная ссора правления Общества с редакцией Циклиста и вышеупомянутый альянс распался, вызвав к жизни еще одно велосипедное издание, но об этом речь ниже. Циклист сам по себе объединял велосипедистов как входящих, так и остававшихся за пределами обществ и клубов. Немалым подспорьем этому стало открытие в 1897 году одноименного кафе в Петровском парке за Тверской заставой (нынешняя территория стадиона Динамо ). По воскресеньям там собиралось общество, на С-Петербургском шоссе (любимом велосипедистами за хорошее состояние его) проводились гонки.

Несколько позже московского Циклиста стал выходить его Варшавский тезка - Cyclista . Печатался он на польском языке и основное внимание уделялось конечно же в Царстве Польском и прилегающих губерниях. Редактировал издание поначалу Ф. Карпинский, а с середины 1898 года редактором его стал В. Орловский (к петербургским Орловским отношения не имеющий). На страницах журнала место находилось практически для всех видов спорта. В декабрьском номере 1906 года редакция поместила прощальную статью и журнал прекратил свое существование.

В 1897 году Московское Общество Велосипедистов - Любителей в качестве коллективного издателя произвело на свет Вестник М.О.В-Л . Редактором его стал П. К. Прянишников - председатель Общества. Журнал был довольно интересен, но в 1900 году он приказал долго жить .

Ссоре правления еще одного уважаемого велосипедного объединения с редакцией Циклиста обязано появление еще одного печатного органа - журнала Русский Турист . Несложно догадаться, что этим объединением было Общество Велосипедистов-Туристов. Произошло это событие в 1899 году. Журнал, в отличие от прочих велосипедных изданий, был ежемесячным, объемом в 32 страницы, редактором его стал П. А. Афонасьев. Посвящался Русский Турист путешествиям пешком, на велосипеде, автомобиле, поезде и т. п. Круг интересов по сравнению с аналогичными изданиями был поуже, но зато качество материалов и исполнение современники признавали отменным. Журнал печатал на своих страницах отчеты о путешествиях, схемы, карты и фотографии достопримечательностей. Кстати, фотографический отдел в нем был очень хорош.

Просуществовал Русский Турист всего несколько лет, но прекращение его выпуска вызвало серьезное огорчение в среде читателей.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекция Deutsche Bank, Германия

News image

Икона «Святой Георгий». XVII век. Ярославль. Частная коллекция Норберта Кухинке, Германия Deutsche Bank, одна из самых зн...

Легендарная коллекция вин Chateau Mouton Rothschild буд

News image

Так, 28 февраля аукционный дом Sotheby's будет распродавать коллекцию баронессы Филиппины де Ротшильд, доставленную прямо из...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Ювелирный дом Garrard

News image

1843 год считается самой главной датой в 250-летней истории Дома Гэррард . Именно в этом году молодая королева Виктория даровала компании титул ювелира королевского дв...

украшения Cartier

News image

Трудно найти человека, который бы не слышал об этой выдающейся ювелирной компании, продукция которой давно уже стала эталоном ювелирного искусства. Уже с самого своего основания (с...