История велосипедной прессы неразрывно связана с велосипедной же торговлей. Многие велосипедные, автомобильные и прочие спортивные журналы издавались с целью рекламы того или иного торгового предприятия, что не мешало, впрочем, основной цели этих изданий - популяризации технических видов спорта и усовершенствованных способов передвижения - как тогда говорили. Первой ласточкой велосипедной прессы явился московский журнал Велосипед и речной яхт-клуб .
Редактором его был С.П.Яновский. Журнал выходил 3 раза в месяц с 1892 до конца 1895 года. За время издания он дважды менял свое название - сначала на Велосипедист , а затем на Велосипедный спорт . Цена годовой подписки составляла 4 рубля. Основной темой журнала был, в соответствии с названием, велосипед, но на его страницах находилось место и для прочих видов спорта - атлетики, борьбы, равно как и для технических видов - парусного, гребного, конькового и только зарождавшегося автомобильного. Девизом издания было Ознакомление спортсменов с историей спорта в России и с современным его состоянием . Современники наилучшим образом оценивали качество и количество материалов, публикуемых на его страницах. О причинах прекращения выпуска журнала, к сожалению, ничего не известно, в прощальной статье в последнем номере об этом ничего не было сказано.
Почти одновременно с московским Велосипедом и речным яхт-клубом в Санкт-Петербурге стал выпускаться журнал Велосипед . Он был еженедельным, выходил по субботам. Годовая подписная цена его составляла 5 рублей. Печатался журнал в типографии Мюллера и Богельмана. Редактором-издателем его первоначально был В.Э.Сакс, но с 1893 года на этом посту его сменил Г.Т.Назаров, а с 11 августа 1894 года редактором-издателем стал И.А.Богельман - журнал ему достался за долги по типографии. 7 апреля 1893 года при редакции журнала был открыт склад-магазин велосипедов американской фирмы CRESCENT. Естественно, это обстоятельство очень сильно отразилось на содержании рекламного отдела, что вызвало недовольство читателей - ведь качество велосипедов CRESCENT оставляло желать лучшего. Несколько позже при редакции был открыт также книжный магазин, где продавалась литература о велосипеде, спорте и технике.
В 1896 году Велосипед избрало своим официальным печатным органом общество велосипедистов - туристов, основанное годом раньше.
В издании были разделы: Путешествий и поездок, состязаний и рекордов, биографий и портретов, велосипедной беллетристики, переписки с читателями и, конечно же, весьма серьезный раздел техники. Но, постепенно, журнал потерял доверие читателей из-за своих коммерческих опытов, описанных выше, в результате в 1898 году журнал закрылся, просуществовав семь лет.
Кроме Велосипеда в Петербурге с 1894 года выходил иллюстрированный журнал самокатного дела Самокат , редактором-издателем которого был Александр Орловский - бизнесмен, большой поклонник спорта и усовершенствованных способов передвижения , к которым относился и велосипед. В первый год своего существования журнал выходил еженедельно по средам; годовая подписка стоила 4 рубля. На второй год существования цена подписки поднялась до 5 рублей, а журнал стал выходить по субботам. Увеличение цены не отпугнуло подписчиков, так как журнал быстро завоевал популярность в среде велосипедистов и спортсменов. Самокат издавался при магазине велосипедов и спортивных принадлежностей Александра Орловского. Нужно сказать, что в данном случае коммерческие интересы не отразились на объективности статей, публикуемых в Самокате , как это произошло с его конкурентом - Велосипедом . Кстати, обе редакции вели форменную войну друг против друга - со всеми атрибутами нынешнего времени - разоблачительными статьями, едкими фельетонами и прочим. Время рассудило конкурентов - Самокат просуществовал гораздо дольше Велосипеда .
Журнал был особенно примечателен разделами хроники и техники. Кроме того, раздел Путешествия также радовал читателя количеством полезных сведений и описаниями поездок. В этом разделе нередко помещались отчеты о путешествиях на велосипедах, а, впоследствии, на моторных трициклах и мотоциклах Петра и Николая Орловских - сыновей Александра Орловского, которым он в последних годах XIX столетия передал свое дело (как магазин, так и журнал).
С появлением моторных экипажей все семейство Орловских немедленно и серьезно увлекается ими. Они издают под своей редакцией несколько книг по автомобилям и мотоциклам, а в Самокате появляется все больше статей на эту тему. Результатом явилось то, что в 1902 году на титульном листе журнала появляется заголовок Еженедельный иллюстрированный журнал всех видов спорта и усовершенствованных способов передвижения , а в 1907 году журнал был переименован в Автомобильное дело .
Москва после прекращения выпуска Велосипедиста не осталась без велосипедного издания - с середины того же 1895 года стал выходить иллюстрированный велосипедный журнал Циклист . Редактировал его Д. П. Голомзин, а издателем был И. Я. Липскеров, который также издавал газету Новости дня , так что в финансовом отношении у Циклиста дела были весьма хороши. Годовая подписка стоила 5 рублей, а читатель получал 50 журналов в год. В 1897 году редакция предприняла попытку сделать журнал ежедневным (кроме выходных и праздничных дней) за прежнюю цену, но со следующего года все вернулось на круги своя - удержать взятый темп оказалось весьма сложно, да и номера в смысле информации сильно поблекли . Стиль Циклиста отличался от петербургских собратьев обилием рисунков на околовелосипедные темы. Своим официальным печатным органом это издание выбрали следующие объединения: Московский клуб велосипедистов (основанный в 1888 году), московский кружок велосипедной езды (основан в 1895 году), московский клуб лыжников, основанный в том же 1895 году, члены которого летом сменяли лыжи на велосипеды, и рижское отделение общества велосипедистов Унион , что доказывает факт популярности журнала за пределами московской губернии.
Некоторое время услугами Циклиста пользовалось и Московское Общество Велосипедистов - Любителей, но в 1897 году последовала грандиозная ссора правления Общества с редакцией Циклиста и вышеупомянутый альянс распался, вызвав к жизни еще одно велосипедное издание, но об этом речь ниже. Циклист сам по себе объединял велосипедистов как входящих, так и остававшихся за пределами обществ и клубов. Немалым подспорьем этому стало открытие в 1897 году одноименного кафе в Петровском парке за Тверской заставой (нынешняя территория стадиона Динамо ). По воскресеньям там собиралось общество, на С-Петербургском шоссе (любимом велосипедистами за хорошее состояние его) проводились гонки.
Несколько позже московского Циклиста стал выходить его Варшавский тезка - Cyclista . Печатался он на польском языке и основное внимание уделялось конечно же в Царстве Польском и прилегающих губерниях. Редактировал издание поначалу Ф. Карпинский, а с середины 1898 года редактором его стал В. Орловский (к петербургским Орловским отношения не имеющий). На страницах журнала место находилось практически для всех видов спорта. В декабрьском номере 1906 года редакция поместила прощальную статью и журнал прекратил свое существование.
В 1897 году Московское Общество Велосипедистов - Любителей в качестве коллективного издателя произвело на свет Вестник М.О.В-Л . Редактором его стал П. К. Прянишников - председатель Общества. Журнал был довольно интересен, но в 1900 году он приказал долго жить .
Ссоре правления еще одного уважаемого велосипедного объединения с редакцией Циклиста обязано появление еще одного печатного органа - журнала Русский Турист . Несложно догадаться, что этим объединением было Общество Велосипедистов-Туристов. Произошло это событие в 1899 году. Журнал, в отличие от прочих велосипедных изданий, был ежемесячным, объемом в 32 страницы, редактором его стал П. А. Афонасьев. Посвящался Русский Турист путешествиям пешком, на велосипеде, автомобиле, поезде и т. п. Круг интересов по сравнению с аналогичными изданиями был поуже, но зато качество материалов и исполнение современники признавали отменным. Журнал печатал на своих страницах отчеты о путешествиях, схемы, карты и фотографии достопримечательностей. Кстати, фотографический отдел в нем был очень хорош.
Просуществовал Русский Турист всего несколько лет, но прекращение его выпуска вызвало серьезное огорчение в среде читателей.