antikvaram.ru Антиквариат
Главная Военный антиквар С горшком на голове


С горшком на голове

с горшком на голове

Европейские шлемы средних веков

— Ага... — Рыцарь попытался поднять забрало, но металл был погнут, и шарниры заблокировало. — Слово чести! Стократно благодарю за помощь.

— Что вы, что вы? Как можно? Ведь именно вы пришли на помощь мне.

— Серьезно? И когда же?

«Он ничего не видел, — подумал Геральт. — Он меня даже не заметил сквозь дырки в своем железном горшке».

Анджей Сапковский, «Башня ласточки»

Шлем — самый важный и ответственный элемент защитного снаряжения, ведь он предназначен для защиты наиболее ценной и уязвимой части человеческого тела. Шлемов принципиально не носят лишь самые отважные киногерои, ибо голова у героя — не главное. Чаще всего герой ею и не пользуется, иначе бы не попадал в ситуации, требующие совершения подвигов.

Предыстория

Вопрос о защите головы стал реально важным в тот момент, когда вожди племен, отстаивая интересы своих «избирателей», сменили охотничьи копья на палицы. Это у льва спереди нет уязвимых даже для револьверных пуль мест. Человеческие же кости, вследствие увеличения объема мозга и перехода к прямохождению, истончились. Даже несильный удар в висок может иметь роковые для человека последствия.

Древнейшие шлемы могли быть как жесткими или полужесткими, так и мягкими. В первом случае шлем представлял собой надеваемый на голову звериный череп. Защитное снаряжение такого рода входило в арсеналы греков-дорийцев, древнегерманских племен, и сохранилось до новейшего времени у некоторых народов Америки и Африки.

Кость по весу и прочности примерно равна алюминию, и защиту давала неплохую. Но звериный череп слишком плохо подходил для человеческого. Он оказывался либо мал, либо тяжел.

Полужесткие шлемы, примером которых можно считать солдатский кивер, изготавливались из нескольких слоев кожи, неплохо держали удары мечей и весили всего около килограмма. Известны они были еще в глубокой древности: даже в Илиаде кожаный шлем, обшитый распиленными вдоль клыками кабана, упоминается в качестве наследия предков. Их служба продолжалась и в средние века. Усиленные бронзовыми или железными бляхами кожаные шапки использовались не только кочевниками, подобное снаряжение встречалось также у викингов и у европейских рыцарей.

Кожаные шлемы, при всех своих достоинствах, не давали достаточной защиты от дробящего оружия. Шлемы из мягких материалов — набитые пенькой и волосом матерчатые тюрбаны, меховые или валяные папахи — выполняли эту задачу лучше, но оказывались излишне громоздкими (достаточно вспомнить хотя бы огромные медвежьи шапки британских гвардейцев). Оправдывали они себя лишь в качестве защиты от сабель нового времени, способных рассекать сталь. Воины же древности и средних веков отдавали безусловное предпочтение жестким металлическим шлемам.Средство от сутулости

Как известно, настоящего аристократа (а значит, и рыцаря) отличала так называемая «благородная осанка». Представитель высшего сословия держался, «словно проглотил аршин»: плечи расправлены, грудь вперед, подбородок высоко поднят. Ныне все это именуют «военной выправкой», но она далека от старинного идеала.

Все дело в том, что воины современности лишь пытаются изобразить осанку, которая в прежние века вырабатывалась автоматически. В тяжелых доспехах можно держаться и двигаться только неестественно прямо — только так вес защитного снаряжения будет распределяется вдоль позвоночника. Чтобы «задирать нос» вошло в привычку, нужно всего лишь носить на голове шлем.

Первые шлемы, изображения которых сохранились до наших дней, — медные колпаки шумеров. Шлем был у них единственным защитным снаряжением из металла. Тело воина прикрывали только «боевые одежды» — семь надетых один на другой мешков из воловьей кожи, снабженных отверстиями для головы и рук.

Шлемы отливались сначала из меди, затем — из бронзы. Форма бывала разной. Шумерам и ассирийцам нравились простые гладкие колпаки. Греки предпочитали круглые, иногда закрытые шлемы с гребнями. «Континентальные» галлы — удобные каски с «пикой», подобные тем, что носила немецкая пехота в Первую мировую войну. Шлемы вождей британских и ирландских племен могли быть весьма причудливы.

Но доступные по тем временам месторождения меди и олова быстро истощались. Народы волей или неволей переходили к металлургии железа, требующей намного более сложных навыков для придания формы прочному, но упрямому материалу. Кузнецы древнего Средиземноморья, впрочем, хорошо знали свое дело. И для вооружения бесчисленных армий империи римляне начали ковать стальные каски.

Западная Римская Империя прекратила свое существование в 5 веке. Но еще 2-3 столетия спустя сработанные римскими мастерами шлемы все еще продолжали использоваться в Европе. Постепенно они утрачивали типично романские нащечные пластины, назатыльники, гребни. Ржавчина и лихие удары варварских топоров в конце концов сделали свое дело: римские шлемы кончились, и суровая необходимость сменить боевые топоры на кузнечные молоты встала перед франками в полный рост.

Некоторый опыт к тому времени уже имелся. Летописи сохранили упоминания о «железных коронах» варварских королей. Можно, конечно, подивиться вкусам древних германцев, но дело-то было отнюдь не во вкусах! «Железные короны» представляли собой защитные каркасы кожаных шапок.

Обычно дополнительную жесткость кожаным шлемам придавали элементы из китового уса, кости или рога. Но лучшим, конечно же, был железный каркас. Делали его так: полоса железа изгибалась и склепывалась в кольцо, образуя охватывающий голову обруч. Затем к нему приваривалось несколько вертикальных зубцов. Как вариант — еще две полосы железа изгибались дугой и крепились к обручу крест-накрест.

Полученная конструкция натягивалось на кожаную шапку, одновременно служа и защитой, и знаком власти. В начале эры владеть подобной роскошью мог только великий вождь. Лишь много позже кожа сменилась бархатом, а грубо откованное железо — искусно обработанным и усыпанным камнями золотом. Так получился хорошо известный нам символ власти — корона.

Первые цельнометаллические франкские шлемы появились в 9 веке, как развитие «короны». Иногда они были круглыми (промежутки между перекрещивающимися дугами заклепывались четырьмя треугольными сегментами). Но куда чаще встречалась коническая конструкция, аналогичная устройству русских, византийских и ближневосточных шлемов. Длинные вертикальные зубцы «короны» приваривались впритык один к другому, загибались внутрь, и скреплялись сначала проволокой и общей роговой основой, а позже сваркой и клепкой.

В 9-12 веках конические шлемы защищали лишь макушку воина, не доходя даже до ушей. На востоке они чаще всего снабжались кольчужной бармицей и трубкой, в которую мог вставляться боевой плюмаж из конского хвоста (или «командирский» — из цветных перьев). Европейцы обычно ограничивались только наносьем, так как шлем всегда надевался на кольчужный капюшон. Чтобы рыцарям проще было узнать «своих» в свалке, на верхушку колпака повязывались две цветные ленты.

Уже в 10 веке в Европе появилась еще одна разновидность шлемов: круглые или яйцевидные шишаки, кованые из одного железного листа. Самый древний из известных шлемов такого типа принадлежал чешскому королю Вацлаву I. Изготовление изделия столь сложной формы требовало от кузнеца небывалого по тому времени мастерства. Заметное распространение подобные шлемы приобрели лишь тремя столетиями позже.Хоуберк

Если на Востоке жесткий шлем носили в обязательном порядке, то в Европе голова рыцаря зачастую была защищена лишь капюшоном хоуберка. Связано это было не только с техническими проблемами, но и с манерой боя. Азиатский всадник опасался ударов скимитаров и палиц, рыцари же бились преимущественно на копьях, и чаще рисковали получить удар спереди, а не сверху. Так что шлему зачастую предпочитали железную маску, крепящуюся ремешком прямо к капюшону.

Если дело доходило до мечей, то кольчужный капюшон давал достаточную защиту от обычных до 14 века «каролингов». Под шлем обычно поддевали амортизирующую шапочку, набитую... собственными волосами рыцаря. Европейские воины брились (кольчужный капюшон закрывал подбородок до губ, и борода путалась бы в плетении), но не стриглись, а перед боем убирали длинные волосы под шапочку.

В Азии железный шлем нередко снабжали кольчужным забралом. В Европе — наоборот.

Шапель.

В восточных странах конический шлем, по граням которого легко соскальзывали вражеские удары, очень долгое время оставался практически единственным вариантом. Зато он постоянно совершенствовался. Купол его нередко целиком ковался из булата или дамаска, снабжался высоким навершием с трубкой для плюмажа, а также дополнительными пластинами, прикрывающим голову с боков и сзади. Стрелка наносья могла заменяться откидным полузабралом, прикрывающим верхнюю часть лица. Особенной известностью пользовались конические шлемы турецкой работы, высоко ценившиеся и в Западной Европе.

Но в течение 12-13 веков европейцы прекратили ковать конические шлемы. Рыцари сделали выбор в пользу оригинальных западных моделей. Первой из них стала появившаяся в конце 12 века металлическая шляпа — кабассет (также известная как шапель или капалин), похожая на британскую каску начала 20 века. От обычного круглого четырехсекторного шлема капалин отличали выкроенные из цельного железного листа поля. Ставка делалась на то, что рубящие удары наносятся в вертикальной плоскости либо наискось. Поля эффективно защищали лицо от ударов меча и падающих под большим углом стрел.

Позже и без того несложная технология изготовления была упрощена. Поля изготовлялись из железной полосы, разогретой и изогнутой в поперечной плоскости. Свести ее края до конца было сложно, и сбоку на полях «шляпы» обычно оставался треугольный вырез. Еще одна полоса изгибалась, образуя тулью. Затем к ней приваривался чуть выпуклый верх. В таком виде уже в 14 веке капалин получил широчайшее признание — как у пеших, так и у конных бойцов, и стал самым массовым европейским шлемом.

В 16-17 веках развитием идеи «железной шляпы» стал морион. От капалина его отличал высокий сплющенный с боков купол с железным гребнем, а также изогнутые «лодочкой» поля. Заостренный и ориентированный вперед-вверх козырек способствовал проскальзыванию вражеских клинков при ударах спереди.

Большой шлем

В конце 12 века в Европе появилась еще одна оригинальная разновидность шлема — цилиндрический шлем или топхельм, представлявший собой «кастрюлю» или «ведерко» с прорезями. Цилиндрические шлемы быстро вошли в моду, так как ковать их было относительно несложно, а сама конструкция выходила очень прочной. Линия соединения цилиндра с закрывающим его сверху диском образовывала очень жесткое ребро, при ударе о которое вражеский меч мог переломиться. Такой шлем полностью закрывал лицо, что стало еще одним (и очень весомым!) его достоинством.

Существенными были и недостатки топхельма, в силу которых нигде, кроме Западной Европы (и там, как правило — лишь в рыцарских турнирах), подобные шлемы не применялись. Самое главное — топхельм катастрофически ограничивал обзор. Всадник в таком шлеме мог биться только на копьях и только до тех пор, пока ряды не смешивались, и он мог не опасаться нападения сбоку. Ставшая притчей во языцех неуправляемость рыцарского войска во многом связана именно с применением глухих шлемов. Рыцари в топхельмах (а в 13 веке их носили именно командиры, на которых равнялись остальные бойцы) просто не видели знаков и не слышали сигналов.

Тем не менее, «большие шлемы» служили до конца 14 века и постоянно совершенствовались. Например, плоская верхняя поверхность стала использоваться для крепления причудливых гребней из китового уса и пропитанной воском кожи, хорошо амортизирующих удары и делающих командира более приметным и узнаваемым.

Кроме того, в конце 13 века топхельм удлинился, и его края стали упираться в наплечные пластины панциря. В сочетании с гребнем это давало невиданный уровень защиты головы. Теперь рыцарь мог не опасаться не только мечей, но и секир.

В 30-х годах 14 века «большой шлем» приобрел заостренный верх и подобие забрала: одно - или двустворчатую дверцу, открыв которую, можно было узнать, есть ли внутри топхельма рыцарь, и жив ли он еще. Вопрос вполне уместный, ибо воздуха в глухом шлеме не хватало, и минут через пять после начала боя воин начинал задыхаться. Рыцари вынуждены были часто снимать шлемы — отдышаться и оглядеться. Чтобы топхельм при этом не потерялся, его снабжали крепящейся к ремню цепочкой.

Зачем нужно забрало

В эпоху господства холодного оружия бывалого воина легко можно было узнать по «некомплекту» ушей и зубов, а также богатой коллекции живописных шрамов. Вплоть до 18—19 веков даже потеря глаза считалась раной настолько заурядной, что не вела к оставлению военной службы, а при начислении компенсации котировалась наравне с потерей пальца.

Удары в лицо воины получали очень часто. Не только враги, но и лошади отлично понимали, что бить нужно именно туда, где с применением минимальной силы можно нанести тяжелую травму. Анджей Сапковский в цикле «Ведьмак» описывает, как Цири получает рану в щеку, а королева Ривии после боя выплевывает выбитые зубы. «Эта рана болит, но не уродует»...

Бацинет и барбют

Даже имея топхельм, рыцарь по уже обговоренным причинам надевал его лишь от случая к случаю. Такая практика послужила созданию ситуации, в истории вооружений беспрецедентной: в 14 веке под большой шлем начали надевали второй шлем, бацинет.

Технологии к этому времени заметно продвинулись, и бацинет сваривался из двух половин. Шлем имел обтекаемую круглую или заостренную форму, и закрывал голову (кроме лица) полностью. Стоит отметить, что при совмещении «большого шлема», бацинета и кольчужного капюшона общий вес защиты головы мог достигнуть 7 килограммов.

Уже в середине 14 века бацинет стал носиться без топхельма, заслужив репутацию снаряжения удобного и практичного. Вероятно, по этой причине во «Властелине Колец» Питера Джексона открытые островерхие бацинеты носят роханцы и гондорцы.

Выступая уже в качестве единственного шлема, бацинет использовался в комплекте с высоким стальным воротом, закрывающим подбородок, либо снабжался предличником — неподвижным забралом, ранее применявшемся в конструкции римских и китайских шлемов. Подобно тому, как это принято в современных мотоциклетных касках, предличник закрывал нижнюю часть лица.

Обычным в это время становится и еще одни тип шлема — похожий на перевернутый колокол барбют, или варбуда. Форму и устройство барбюта (вплоть до Т-образной прорези в лицевой части) итальянские мастера, несомненно, скопировали с античных изображений коринфского шлема. Барбют полностью закрывал лицо, но в любой момент мог превратиться в открытый шлем — его можно было сдвинуть на затылок.

«Звериные» шлемы

К началу 15 века большой топхельм и бацинет «слились», образовав единый образец шлема, унаследовавшего от бацинета обтекаемую форму, а от топхельма — принцип опоры на плечи. Предличники сменились качающимся на шарнирах забралом.

В дальнейшем форма шлема усложнялась, менялись технологии ковки, но это уже был тот самый «типично рыцарский» шлем, носившийся вместе с пластинчатыми латами. В самом общем случае он теперь именовался «армэ» («вооружение»). Но различные конструкции, естественно, имели собственные названия.

Особенной известностью пользовался хундсгугель (или «собачья голова»), забрало которого имело гротескный вид заостренного конуса. Такая форма преследовала вполне практичные цели: большая площадь поверхности позволяла проделать множество отверстий для вентиляции и облегчала дыхание, а по конической поверхности забрала проскальзывал наконечник вражеского копья.

Сначала «носы» хундсгугелей сдвигались по гладкой и круглой поверхности шлемов вверх. Позже армэ приобрел куда менее приметное забрало. Но самым оригинальным шлемом 15 века, конечно же, стала «лягушачья голова».

Этот шлем почти полностью состоял из доходящего до уровня глаз стального воротника. Воротник жестко крепился к грудной и спинной пластинам панциря. Забрало же представляло собой «крышку» этой «трубы». Откинув голову назад, рыцарь мог приподнять ее затылком и оглядеться. Но, заметив какую-то угрозу, человек рефлекторно (а значит, мгновенно) пригибает голову. Крышка захлопывалась и даже уходила за выступающую «нижнюю губу» — так, что ее невозможно было подцепить снаружи.

«Лягушачья голова» давала владельцу абсолютную защиту. Но подобные шлемы, не имеющие в «штатном положении» отверстий ни для обзора, ни для дыхания, использовались почти исключительно на турнирах. Эпоха рыцарства подходила к концу.Салада

В 15 веке альтернативой хундсгугелю выступала салада — легкий обтекаемый шлем с небольшими полями и «хвостом». Салада прикрывала лишь верхнюю часть лица, причем ее, как и барбют, несложно было сдвинуть на затылок.

Носился этот шлем в комплекте с высоким стальным воротником, доходящим до подбородка. Когда воин пригибал голову к груди, салада и воротник смыкались, не оставляя противнику никаких шансов. Салада практически не затрудняла дыхания и не мешала воину поворачивать голову.

Салада.

В 16 веке традиционный рыцарский копейный бой стал терять значение. Это сразу же сказалось на шлемах: резко повысились требования к обзору. Сначала забрало сменилось крупноячеистой решеткой, а сам шлем «раздулся» — так, чтобы в нем стало можно повернуть голову. Затем закрытые и опирающиеся на плечи шлемы и вовсе исчезли.

Тем не менее, полностью шлемы так и не вышли из употребления. Вплоть до нашего времени шлем остается неотъемлемой частью снаряжения, и не только военного: современные каски носят шахтеры и строители, мотоциклисты и пожарники. Лучшего способа защитить голову от ударов пока еще не придумали.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Личная коллекция антиквариата

News image

Всегда одним из основных мерил богатства человека выступала его индивидуальная коллекция антикварных предметов искусства. Почем...

Коллекция Deutsche Bank, Германия

News image

Икона «Святой Георгий». XVII век. Ярославль. Частная коллекция Норберта Кухинке, Германия Deutsche Bank, одна из самых зн...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Самые дорогие украшения мира . Голубой бриллиант

News image

$7.98 million $ 7.98 млн. Это один из редчайщих природных бр...

МАСТЕРА ФАБЕРЖЕ. Краткие биографии

News image

До 1887 года фирма Фаберже выпускала исключительно ювелирные изделия. О первых годах работы мастерской Густава Фаберже известно очень мало. Первые изделия его фирмы, а также бо...