Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю), вид искусства, базирующийся на принципе большого, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (вид) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в месте, предоставление её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация размера, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор соотношений, специфичных в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры. Большая скульптурная форма строится в настоящем пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с находящейся вокруг архитектурной или природной средой и на основе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.
Различают две основные разновидности статуи: круглую статую, которая свободно располагается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.
К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в подъем), группа (2 или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значимые наименьшая естественной величины), торс (изображение человеческого тела), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.
Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на архитектурной плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон и т. д.). По высоте и глубине изображения рельефы разделяются на невысокие - барельеф, высокие - горельеф, углублённые и контррельефы.
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и так называемую статую малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном содействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная
Скульптура рассчитана на определенное архитектурно-пространственное или природное свита. Она одевает ярко выраженный публичный нрав, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений.
Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми цветами. Способность монументально-декоративной скульптуры улаживать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские монументы, памятники, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения.
Станковая скульптура, прямо не сплетенная с зодчеством, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые экстерьеры, где её можно рассматривать поблизости и во всех элементах, являются обыкновенной её средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, домашний жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.
Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы.
Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки крайнего во многом зависит техника скульптуры.
Мягкие препараты (глина, воск, пластилин и т. п.) работают для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки.
Твёрдые вещества (разные породы камня, дерева и др.) обрабатываются методом рубки (высекания) или резьбы, удаления ненадобных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём большой формы; для обработки каменного блока применяются молоток (киянка) и набор железных инструментов (шпунт, скарпель, троянка и др.), для обработки дерева - преимущественно фасонные стамески и свёрла.
Вещества, способные переходить из жидкого состояния в жесткое (различные сплавы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм.